18 мая 2017——Четверг
дальний восток
Оперативнее всех
В Приморье «дальневосточный
гектар» оформляют за 53 дня
Восточный вектор
Инвестиционная привлекательность Приморья существенно повысилась
за последние пять лет
ЭКОНОМИКА
Ольга Владимирова,
Приморский край
За пять лет объем ВРП Приморья вырос на
треть — с 557,5 до почти 750 миллиардов рублей.
В минувшем году увеличились показатели
в рыболовстве, обрабатывающем секторе,
производстве машин и оборудования,
торговле. Если бы не разрушительный тайфун
Лайонрок, пришедший в край минувшей
осенью, улучшилось бы состояние дел и
в других отраслях.
Важным показателем развития региональной
экономики, по словам первого вицегубернатора
Василия Усольцева, стал рост
собственных доходов Приморского края —
по сравнению с 2016 годом объем налоговых
поступлений в краевой бюджет вырос на 17
процентов.
Василий Иванович, сделать большой шаг вперед
экономике края позволили территории опережающего
развития (ТОР) и свободный порт Владивосток
(СПВ)?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: Да. Это стало возможным
благодаря серьезной совместной работе федеральных
ведомств, краевой администрации,
инвесторов и резидентов.
Сегодня в Приморье четыре территории опережающего
развития — больше, чем в любом
другом субъекте ДФО. Соглашения об осуществлении
деятельности в ТОРах заключены
уже с 32 компаниями. Суммарный объем инвестиций
по проектам составляет 208 миллиардов
рублей.
В агропромышленном секторе очень успешно
работают резиденты ТОР «Михайловский»:
компании
ООО «РУСАГРОПриморье»
и ООО «Мерси трейд». Только за
прошлый год производство свинины увеличилось
на 30 процентов, общий объем выпускаемой
продукции — 17,7 тысячи тонн мяса
в год. ООО «Мерси трейд» ввело в эксплуатацию
первый из шести свинокомплексов на
83 тысячи голов. Реализация проекта в течение
трех лет позволит увеличить объемы
производства свинины в 12 раз.
«РУСАГРО-Приморье» построит десять свинокомплексов.
Продукция этой компании в
основном пойдет в Китай, что является очередным
примером стремления Приморья
стать экспортно-ориентированным регионом.
Кроме этого, новые предприятия увеличили
поставки свинины для приморцев.
Их работа в рамках программы «Развитие
сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия…» — яркое свидетельство
поддержки администрацией края
местных сельхозпроизводителей и, соответственно,
сельских территорий.
Какая ТОР больше всего приглянулась инвесторам?
ВАСИЛИЙ
УСОЛЬЦЕВ: Больше всего резидентов в
ТОР «Надеждинская» — 18. Компания «Приморский
завод «Европласт» запустила линию
по производству пластиковой тары. Туда пришло
несколько крупных компаний, предлагающих
разный спектр производств и услуг —
«Инком ДВ Лоджистик», «РЕВ-СтройПром»,
«ЭкоСтар Фэктори», «Невада-Надеждинская»,
производственно-логистический комплекс
«Приморский кондитер» и другие.
В ТОР «Большой Камень» совместно с южнокорейскими,
голландскими, американскими
партнерами строится крупнейшая судоверфь.
Параллельно с развитием производства
во взаимодействии с компанией «Роснефть»
в городе строится микрорайон для
работников судостроительного комплекса —
пример устойчивых связей с японским бизнесом.
Судоверфи тесно сотрудничают с корейскими
компаниями. Завод судового оборудования
строят американская General
Electric и НК «Роснефть». Индийская корпорация
KGK в статусе резидента СПВ запустит в
июле завод по огранке алмазов. Вьетнам заинтересовался
производством молока здесь.
За два года, в течение которых действует статус
свободного порта, это не так уже мало.
750 арендных квартир и социальная инфраструктура.
В
ТОР «Нефтехимический» по проекту «Восточной
нефтехимической компании» с общим
объемом инвестиций более 600 миллиардов
руб лей предусматрено создание комплекса
мирового класса по производству
продукции высоких переделов из углеводородного
сырья.
Кстати, для работников нефтехимического
комплекса тоже построят новый микрорайон
в Находке или в Партизанском районе.
Рабочих мест на новых предприятиях много.
Мы даже вынуждены приглашать специалистов
из других регионов России и из-за
Приморский край
стремится стать
экспортноориентированным
регионом
границы
для работы на судоверфи или нефтеперерабатывающем
заводе. Приморье —
участник программы «Мобильная занятость»,
благодаря ей работодатель получает
доплату за каждого привлеченного в край
специалиста. К слову, на реализацию программы
«Содействия занятости населения
на 2013—2017 годы» в текущем году из
средств федерального бюджета будет выделено
3,9 миллиона рублей, из бюджета Приморского
края — 2,02 миллиона и 400 тысяч
— из внебюджетных источников.
Как повлиял закон о свободном порте на инвестиционную
привлекательность Приморья?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: Приморье стало интересно
бизнесу, и это подтверждают цифры. Статус
резидентов СПВ уже имеют почти 160 организаций,
суммарный объем их инвестиций
— порядка 170 миллиардов рублей. Планируется
создать 22 тысячи рабочих мест.
ООО «Авиаполис Янковский» открыло первый
в регионе складской комплекс класса
«А». Туристско-рекреационный кластер
Василий Усольцев: В Приморском крае уже не
первый год под личным контролем губернатора
ведется комплексная работа по формированию
благоприятного инвестиционного климата.
«Приморское кольцо», специалисты которого
построили профессиональную трассу
для дрифта, уже готов приступать ко второй
очереди проекта.
Реализованы семь проектов резидентов
СПВ во Владивостоке, Артеме, Большом
Камне с общим объемом инвестиций в 600
миллионов рублей. 12 проектов — на стадии
строительно-монтажных работ. Есть первый
пример создания зоны таможенного
контроля резидентом СПВ. Это компания
«Остров Русский», собирающаяся развивать
морской туризм.
Нельзя не упомянуть еще одну возможность,
привлекательную для инвесторов, —
особую экономическую зону. В ее рамках
компания «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг
Рус» намерена запустить производство автодвигателей.
Когда
я рассказываю о проектах и идеях инвесторов
в Москве бывшим коллегам (Василий
Усольцев был депутатом Госдумы четвертого
созыва. — Прим. ред.), то люди просят
подыскать в Приморье работу. Говорят,
хотелось бы пожить в таком регионе, уж
больно интересные задачи решаете.
Инвесторы ТОР и резиденты СПВ преимущественно
наши, российские?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: Да. Отечественные предприниматели
посмелее. Иностранцы идут
вторым эшелоном. Тем не менее «Соллерс» —
АКТУАЛЬНО
В Приморье решена одна из важных задач — возрождены внутрикраевые авиаперевозки. Продолжится
ли развитие малой авиации в нынешнем году?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: Непременно. В 2016-м мы перевезли более 30 тысяч пассажиров, причем
по социальному тарифу, который ниже экономически обоснованного. Бюджет края субсидирует
авиаперевозчика — в 2017 году на эти цели выделено 150 миллионов рублей в
рамках программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013—
2020 годы». На средства региона реконструированы аэродромная инфраструктура. Появятся
посадочные площадки «Серафимовка» и «Восток», топливозаправочные комплексы
в пяти населенных пунктах края. Будут построены четыре аэровокзальных здания
в Дальнегорске, Амгу, Преображении, отремонтировано здание аэропорта Кавалерово.
Возобновлен авиамаршрут из Кавалерово в Хабаровск, чтобы жителям соседнего
региона было удобнее добираться в Приморье. Конечно, планируем расширять географию
полетов.
Вы из горняцкого Дальнегорска. Проблемы моногородов
знаете досконально. Как они решаются
в Приморье?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: В Приморье моногородами
являются девять муниципальных образований.
Каждое имеет паспорт программы
«Комплексное развитие моногородов», где
расписаны шаги по уходу территорий от «монозависимости»,
привлечению бизнеса и
созданию новых производств. Также предусмотрены
мероприятия по развитию здравоохранения,
образования, общественного
транспорта, по созданию условий для малого
и среднего предпринимательства. В некоторых
моногородах, возможно, будут созданы
ТОРы, по крайней мере, заявки такие подготовлены.
Заключено
соглашение между администрацией
Приморья и Фондом развития моногородов
о софинансировании модернизации
Светлогорского сельского поселения. Край
также участвует в подготовке управляющих
проектами развития моногородов. Сейчас
проектная команда Светлогорья проходит
обучение в школе управления «Сколково».
Василий Иванович, автодорожная сеть края
была повреждена тайфуном Лайонрок. Какие
трассы будут ремонтировать в 2017 году?
ВАСИЛИЙ УСОЛЬЦЕВ: Наши дороги были не так уж
плохи, они нуждались в модернизации, однако
стихия нанесла тяжелый удар.
Сейчас самое больное место — трасса Владивосток
— Находка. Скажем так, она сверхперегружена,
поскольку активно используется
при строительстве новых объектов. Будем
восстанавливать асфальтобетонное покрытие
общей протяженностью 32 километра.
Кроме того, продолжим в этом году
строить дублирующую трассу — Владивосток
— Находка — Порт Восточный на участке
от Артема до Большого Камня. Все работы
проводятся в рамках госпрограммы «Развитие
транспортного комплекса Приморского
края» на 2013—2020 годы, направленной на
повышение транспортной доступности территорий.
Нужно
заниматься дорогами в Лазовском,
Ольгинском и Тернейском районах, где пока в
основном грунтовки, а также в Хасанском,
чтобы отдыхающим было удобно добираться
до морского побережья. Почти 60 километров
автодорожной сети планируем восстановить
на севере края. Всего в этом году на ремонт дорог
и мостов предусмотрено почти 1,3 миллиарда
рублей.
№ 106 (7272)
DV.RG.RU
> 15
В ПРИМОРСКОМ крае добились значительного уменьшения сроков оформления земельного
участка в рамках закона «О дальневосточном гектаре». Процедура занимает менее двух месяцев.
«Это лучший показатель в стране», — сказал губернатор Владимир Миклушевский. С начала
реализации закона получено более 33 тысяч заявок. Чаще всего люди выбирают участки
в земледельческих Хасанском, Партизанском, Надеждинском и Шкотовском районах.
ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Стр.41