Современное состояние системы образования в России характеризуется поиском оптимальных моделей формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения. <...> В то же время экономический кризис придает особую актуальность воспитанию тех ценностей, которые формируют конструктивную трудовую мотивацию школьников. <...> Цель работы – историко-педагогический анализ процесса трудового воспитания в советской школе в период ее интенсивного реформирования (1984–1991 гг.) <...> Решение задач предполагает использование методов, близких к тем, что применяются в классической исторической науке: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический. <...> Исследовано педагогическое воздействие на школьников в процессе трудового воспитания в период 1984–1991 гг. <...> Выявлены причины, по которым советская педагогика не смогла найти применение трудовому воспитанию в условиях формирования рыночной экономики. <...> Отмечено наличие значительного потенциала трудового воспитания в его влиянии на подрастающее поколение. <...> Советская педагогика в середине 1980-х гг. столкнулась с проблемой возможности альтернативного выбора школьником будущей профессии. <...> Отсутствие четкой государственной политики в области трудового воспитания привело к дезорганизации системы ценностей советского школьника. <...> Этот факт оказал деструктивное влияние на развитие экономики постсоветской России 1990-х гг. <...> Ключевые слова: трудовое воспитание, реформа школы, идеологические и административные факторы. <...> Особое место в этом процессе занимает воспитание у подрастающего поколения конструктивного отношения к труду. <...> На протяжении последних десятилетий проблема трудового воспитания не всегда признавалась актуальной научным педагогическим сообществом. <...> Таким образом, целью данной работы является историко-педагогический анализ процесса трудового воспитания в советской школе в период ее интенсивного реформирования (1984–1991 гг.) <...> . Кардинальные <...>