Бауэр СУДЬБА ТЕОРИИ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ (К ИСТОРИОГРАФИИ ПРОБЛЕМЫ) Аннотация. <...> Общественно-политическая мысль, в том числе идея «Третьего Рима», становится объектом исследования историков с рубежа XIX–XX столетий, особенно со второго десятилетия прошлого века. <...> Зарубежными коллегами в рамках Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» поднимаются историко-религиозные, юридические, филологические аспекты идеи. <...> Вместе с тем историографические работы по проблематике общественной мысли являются чрезвычайно редкими, единичными. <...> Исследование историографии отражения идеи «Москва – Третий Рим» в русской публицистике конца XV – начала XVII в. имеет важное значение для изучения общественно-политической мысли русского средневековья, давая возможность осмыслить ход и результаты изучения эволюции теории «Третьего Рима», ее места в общественном сознании и политической практике Московского государства указанного времени. <...> Целью исследования является изучение взглядов историков на роль идеи «Москва – Третий Рим» в общественно-политической практике московского самодержавия XV–XVII вв. и отражение этой теории в памятниках русской письменности. <...> Ведущим методологическим принципом послужил принцип историзма, предполагающий изучение научных работ в контексте их исторической обусловленности и позволяющий оценить вклад ученого в изучение темы по сравнению с его предшественниками. <...> Хронологический метод позволил проследить развитие представлений отечественных исследователей прошлого века о характере и времени становления теории Филофея, ее отражении в памятниках средневековой письменности, в частности, дал возможность выделить два заметно отличающихся друг от друга периода изучения данной идеи. <...> Сравнительно-исторический метод использовался в ходе сопоставления высказываний ученых относительно идеи «Москва – Третий Рим». <...> При использовании <...>