Warburg A.Dьrer und die italienischeAntike // Gesammelte Schriften, Band 1.2. <...> : КОНЦЕПЦИЯ САТИРА (эстетикофилософский аспект) Аннотация: В данной статье сквозь призму концепции хора сатиров как коллективного зрителя рассматриваются пред ставления И.Ф. Анненского и Ф. Ницше <...> Такова, в частности, концепция сатира, значение которой выходит за рамки профессионального филологического интереса к истории и теории античной трагедии. <...> Своеобразный взгляд на фигуру сатира сложился у Анненского не сразу: в его очерке о религии Диониса (1893) сатиры еще только «пьяницы и лакомки, страстные музыканты и неутомимые танцоры», которые составляли «самый пестрый, веселый и живой элемент тиаса» (см. прим. <...> Ср. наброски Анненского к лекциям: «<.> античная драма будет рассматриваться мною не только исторически. <...> . В статье «Киклоп и драма сатиров» (1906) Анненский и сам отметил, что «ис тинное отношение между сатировской драмой и трагедией, при зарождении и в на чальном развитии этих литературных форм, совершенно нам неизвестно <.>» и, отчасти противореча себе, высказал сомнение в том, что «трагедия вышла из сати ровских хоров» [4, 600]. <...> : концепция сатира блестящим» определение Шлегелем греческого хора как «идеального зрителя», по скольку к «чистейшему и высшему типу зрителя» можно отнести лишь того, кто «бо лее способен воспринимать художественное произведение как искусство, т.е. эсте тически», а хоревты принимают образы сцены как реальные и сочувствуют героям, как «живым существам». <...> Тем самым, продолжает Ницше, «шлегелевское выражение намекает нам на то, что совершенно идеальный зритель дозволяет миру сцены дей ствовать на себя совсем не эстетически, а телесноэмпирически» [11, I, 7980], т.е. не понимает самой сущности искусства как иллюзии. <...> Отголоски этих идей Ницше видны не только в оппозиции протагониста и хора сатиров в драме Анненского «Фамира кифарэд» (1906 г.), что отметила Г.Н. Шелогурова [15, 220221]), но и в одной из лек ций по истории драмы <...>