3–4 (№ 79–80) Е.С. СИМАКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО Аннотация: В статье рассматривается художественный текст как коммуникативное пространство, в котором разво рачиваются диалогические отношения «автор – текст – читатель», возможные фор мы такого диалога и некоторые методические особенности использования художест венного текста на уроках русского языка. <...> Исследуется готовность читателейшколь ников к диалогу с автором посредством текста. <...> Ключевые слова: урок русского языка, художественный текст, коммуникативное пространство, диалог, текстовая деятельность, культура чтения. <...> Тексты участвуют в формировании общественного сознания и регулируют деятель ность и поведение членов общества. <...> Од нако в полной мере задачи работы над текстами могут быть решены при условии Симакова Елена Святославовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естест веннонаучных дисциплин и методики их преподавания РГУ имени С.А. Есенина (Рязань). <...> 243 НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ подхода к анализу текста как коммуникативной единицы и коммуникативного про странства, а к работе над текстом как к процессу формирования текстовой деятель ности учащихся как разновидности коммуникативной деятельности [4, 7]. <...> Такой подход поможет разработать новые методические приемы, основанные на чтении диалоге, а это в свою очередь поможет воспитать настоящих читателей, вдумчивых, ищущих, способных постичь философию, историю и культуру посредством воспри ятия и осмысления идей самых разных авторов и создать свой текст – ответ автору. <...> Понятие «коммуникативное пространство» ввел в научный обиход Б.М. Гаспа ров, понимавший под ним «мысленно представляемую среду, в которой говорящий субъект ощущает себя всякий раз в процессе языковой деятельности и в которой для него укоренен продукт этой деятельности», и писал, что «понятие коммуникативно го пространства складывается <...>