Сергей Шумилин Плакат времен гражданской войны в Испании — «Бомбардировщик националистов уничтожает республиканский бронепоезд», 1936 г. НЕ ОПРАВДАВШИЕ В Испании до начала гражданской войны 1936 г. бронепоезда использовались только эпизодически и в основном на территории ее колоний. <...> Так, например, в ходе Испано-американской войны 1898 г. войска США захватили неповрежденными на Кубе, в Сантьяго, несколько блиндированных вагонов. <...> Подробностей о их боевом применении не известно, — по всей вероятности, они служили для быстрой переброски войск по железной дороге на борьбу с повстанцами. <...> После 1-й мировой войны в Испании было сформировано два железнодорожных полка, но их основной задачей являлись эксплуатация и поддержание в надлежащем НАДЕЖД — БРОНЕПОЕЗДА ИСПАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1936–1939 гг. состоянии железнодорожных линий, соответственно, это были скорее саперы, а не вооруженные боевые подразделения. <...> Вероятно, первым реальным бронепоездом, использовавшимся непосредственно на территории метрополии, стал состав, построенный в октябре 1934 г. во время революции в Астурии. <...> Этот бронепоезд включал паровоз и два спешно забронированных вагона-платформы. <...> У паровоза (это был локомотив № 4 астурийской железной дороги, построенный фабрикой Дубс в Глазго Испанские блиндированные вагоны, захваченные в 1898 г. в Сантьяго, Куба Испанский бронированный поезд, эксплуатировавшийся на железнодорожной линии Мелилья — Надор, Северная Африка, 1920-е гг. <...> 25 БРОНЕКАТАЛОГ — 2016 НАУКА И ТЕХНИКА № 11 — еще в 1903 г.) были частично забронированы котел и будка машиниста. <...> Бронепоезд поддерживал действия 20-тысячного рабочего ополчения «Астурийской коммуны», например, использовался во время штурма оружейного завода в городе Овьедо на севере Астурии. <...> За время непродолжительных октябрьских боев в Астурии было убито 1 084 человека, ранено — 2 091. <...> Активное превращение железнодорожных поездов в орудия войны началось после военного <...>