Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Ч. 1 (360,00 руб.)

0   0
АвторыСтоляров Владислав Иванович, Чесноков Н. Н., Стопникова Е. В.
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц328
ID543101
АннотацияХрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов. Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспиран-тов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социоло-гию физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Ч. 1 / В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова .— Москва : Физическая культура, 2005 .— 328 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543101 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Становление социологии ФКС и дискуссии о ее предмете П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. <...> Основные публикации зарубежных авторов по проблемам социологии ФКС в период ее становления ……………………………………. <...> СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Л.И. <...> Мотивация игровой и двигательной активности молодежи в свободное время Отношение школьников к занятиям ФКС Н.Р. <...> О путях исследования проблемы спортивной социализации Х. Никсон <...> Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования 7 Вариант оформления содержания От составителей СОДЕРЖАНИЕ Раздел первый. <...> СТОЛЯРОВ Становление социологии ФКС и дискуссии о ее предмете ……………… П.А. ВИНОГРАДОВ, В.И. ЖОЛДАК, В.И. ЧЕБОТКЕВИЧ История отечественной социологии ФКС… <...> (JOHN W. LOY, GERALD S. KENYON, BARRY D. MCPHERSON) Состояние и перспективы социологии спорта ………………. и т.д. <...> Их авторами являются отечественные ученые: П.А. Виноградов, В.Д. Гончаров, В.И. Жолдак, Н.В. Коротаева, Л.И. Лубышева, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, П.С. Степовой, В.И. Столяров, Е.В. Утишева, В.И. Чеботкевич и др., а также зарубежные: A.Младенов A. <...> Одну из первых (в нашей стране) характеристик предмета этой науки дал П.С. Степовой: «Марксистская социология спорта – это область общественных знаний о ФКС, физическом воспитании, их значении в жизни общества, социальной роли и общественных функциях» [Степовой, 1972, с. <...> В качестве таких подсистем, образующих социальную систему физической культуры, автор статьи рассматривает спорт, физическое воспитание и физическую рекреацию. <...> В более поздней работе к числу основных проблем социологии ФКС он причисляет следующие: «объект, предмет, методы, техника и процедуры исследований; …социальные функции ФКС в социалистическом обществе; физкультура, спорт и формирование всесторонне и гармонически развитой личности; роль физической культуры и спорта в идейном, нравственном и эстетическом развитии; социальное значение большого спорта <...>
Хрестоматия_по_социологии_физической_культуры_и_спорта._Ч._1.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Хрестоматия_по_социологии_физической_культуры_и_спорта._Ч._1.pdf
ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Часть 1 Издательство «Физическая культура»
Стр.1
2 Министерство образования Российской Федерации Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 032100 Физическая культура, специальности 032101 Физическая культура и спорт Москва Издательство «Физическая культура» 2005
Стр.2
3 УДК ББК Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта/Сост.: В.И.Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005. – Ч. 1. – 448 с. ISBN Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов. Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта. ISBN © Столяров В.И., 2005 г. © Издательство «Физическая культура», 2005 г.
Стр.3
4 От составителей Раздел первый. СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА В.И. Столяров. Становление социологии ФКС и дискуссии о ее предмете П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич. История отечественной социологии ФКС…. В.И. Столяров. Основные публикации зарубежных авторов по проблемам социологии ФКС в период ее становления ……………………………………. Г. Ленк (Hans Lenk). Педагогическое значение социологии спорта………… К. Хайнеманн (Klaus Heinemann). Практическая польза социологии спорта………… Дж. Лой, Г. Кеньон, Б. Макферсон (John W. Loy, Gerald S. Kenyon, Barry D. McPherson). Состояние и перспективы социологии спорта ………………. Библиография к разделу 1……………………………………………………… Раздел второй. Л.В. Майорова. Примерная программа конкретно-социологического исследования в сфере МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФКС ФКС В.И. Столяров. Логико-методологические принципы определения понятий в социологии ФКС Библиография к разделу 2……………………………………………………… Раздел третий. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Л.И. Лубышева. Проблемы социального и биологического в физической культуре личности К. Хайнеманн (Klaus Heinemann). Спорт и социология тела……………. К. Шиллинг (Chris Shilling ). Социология и тело В.А. Косяк. Телесность в социокультурном измерении В.М. Розин. Психика и телесность В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) И.М. Быховская. Физическая (соматическая) культура Б. Ходань (Bohuslav Hodaň). О термине «физическая культура» З. Кравчик (Zbiegniew Krawczyk). Аксиология тела З. Кравчик (Zbiegniew Krawczyk). Нормативные модели физической культуры Библиография к разделу 3……………………………………………………… Раздел четвертый. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ Л. Дим (Liselott Diem). Мотивация игровой и двигательной активности молодежи в свободное время Отношение школьников к занятиям ФКС Н.Р. Локалова. Зачем нужна школьная физкультура СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
5 П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И.Чеботкевич. Социологические аспекты отношения к ФКС Б. Куницки (Bogdan J. Kunicki). Культурные барьеры физической рекреации П. Вуолле (Pauli Vuolle). Причины отсутствия интереса к физической активности А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. Факторы физкультурной активности студентов В.А. Соколов. Факторы повышения интереса молодежи к занятиям ФКС З. Кравчик (Zbigniev Krawczyk). Болельщик – феномен XX века Библиография к разделу 4……………………………………………………… Раздел пятый. СПОРТ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН Дж. Гуджер (John Goodger). Спорт как социологическое понятие Дж. Лой, Б. Макферсон, Г. Кеньон (John W. Loy, Barry D. McPherson, Gerald S. Kenyon). Спорт как социальное явление К. Хайнеманн (Klaus Heinemann). Модели спорта А.А.Исаев. «Спорт для всех» – продукт политической культуры и идея нового времени В.А. Пономарчук, В.С. Козлова. История спорта как социального института М.Я. Сараф. Возникновение спорта Л.И.Лубышева. Физическая и спортивная культура Г. Кеньон, Б. Макферсон (Gerald S. Kenyon, Barry D. McPherson). О путях исследования проблемы спортивной социализации Х. Никсон (Howard L. Nixon). Спорт, социализация и молодежь Й. Хёйзинга (J. Huizinga). Игра и спорт как элементы культуры А. Воль (Andrzej Wohl). Игровые двигательные действия А.И. Исмаилов. Спорт и игра М.Я. Сараф. Спорт и художественная культура Г. Витт (Günter Witt). Эстетическое, художественное и спортивное П. Арнольд (Peter J. Arnold). Эстетическое аспекты спорта Ф. Ландри (Fernand Landry). Результаты дискуссии участников 26-й сессии Международной Олимпийской академии на тему: «Спорт, искусство и олимпизм» Библиография к разделу 5……………………………………………………… Раздел шестой. КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЗМА И ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Олимпийская Хартия Г. Млодзиковски (Grzegora Mlodzikowski). Олимпизм – идея и действительность Н. Ниссиотис (Nikolaos Nissiotis). Философия олимпизма Дж. Пэрри (Jim Parry). Моральные и культурные аспекты олимпизма Кахигал Х.М. (José M. Cagigal). Олимпизм как зеркало и модель общества Р. Морфорд (R. Morford). Олимпизм – пережиток викторианской эпохи Егоров А.Г. От технократической к антропогенной и мультикультурной версии олимпизма В.С. Родиченко. Организационно-методическая концепция олимпийского образования в Рос
Стр.5
6 сии С. Жуковска (Zofia Żukowska). Олимпийское воспитание молодежи Л.И. Лубышева. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования
Стр.6
7 Вариант оформления содержания От составителей СОДЕРЖАНИЕ Раздел первый. СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА В.И. СТОЛЯРОВ Становление социологии ФКС и дискуссии о ее предмете ……………… П.А. ВИНОГРАДОВ, В.И. ЖОЛДАК, В.И. ЧЕБОТКЕВИЧ История отечественной социологии ФКС…. В.И. СТОЛЯРОВ Основные публикации зарубежных авторов по проблемам социологии ФКС в период ее становления ……………………………………. Г. ЛЕНК (HANS LENK) Педагогическое значение социологии спорта………… К. ХАЙНЕМАНН (KLAUS HEINEMANN) Практическая польза социологии спорта………… ДЖ. ЛОЙ, Г. КЕНЬОН, Б. МАКФЕРСОН (JOHN W. LOY, GERALD S. KENYON, BARRY D. MCPHERSON) Состояние и перспективы социологии спорта ………………. и т.д.
Стр.7
8 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ В последние десятилетия в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС») интенсивно развивается социология ФКС. Она дает научно обоснованные знания о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями, а также об отношении разных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности. Вся эта информация, получаемая социологией ФКС, позволяет принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно-спортивной активности населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды занятий физкультурой и спортом, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т.д. Повышение значимости социологии ФКС определяет ряд факторов: превращение физкультурно-спортивной деятельности в важное социальное явление; противоречивый характер функций современного спорта, возможность его использования для различных социальных целей; необходимость воздействовать на интересы и потребности различных групп населения для формирования у них здорового образа жизни, включения в активные занятия физкультурой и спортом и др. Именно поэтому в настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения. Основные задачи курса: – помочь студентам выработать правильное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных явлений, их месте в общем “механизме” функционирования и развития социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; – научить студентов применять эти знания для осмысления современных социальных явлений и процессов в сфере ФКС; – дать студентам такую социологическую информацию об отношении разных групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни; – сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретносоциологических исследований в сфере ФКС, научить использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.
Стр.8
9 Хрестоматия подготовлена в соответствии с программой курса «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов. Основная цель хрестоматии – ориентируясь на ранее изданный учебник и не дублируя его содержание, дать важную дополнительную информацию студентам, изучающим социологию ФКС. Исходя из этого, в хрестоматию включены такие работы (разделы, материалы работ) отечественных и зарубежных авторов по различным проблемам социологии ФКС, которые расширяют и углубляют содержащуюся в учебнике информацию по этим проблемам. Кроме того, составители хрестоматии стремились включить в нее такие материалы (например, работы зарубежных авторов), которые малодоступны для большинства читателей нашей страны. Чтобы не увеличивать объем хрестоматии, большинство работ публикуется с сокращениями. Структура хрестоматии адекватна структуре учебника по социологии физической ФКС. После каждого раздела указывается список тех публикаций, на которые имеются ссылки в материалах данного раздела как хрестоматии, так и учебника. Хрестоматия публикуется в двух частях. Содержащаяся в хрестоматии информация может быть полезна не только студентам, но также преподавателям, магистрантам, аспирантам, другим научным и практическим работникам в сфере ФКС.  Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. – М., 2005.
Стр.9
10 Раздел первый. СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА ДИСКУССИИ О ПРЕДМЕТЕ И СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИИ ФКС Раздел (с. 126–142) работы: Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): Науч.-методич. пос. – М.: Гуманит. центр «СпАрт» РГАФК, 2002. Печатается с сокращениями и изменениями, внесенными автором. (…) Проблематика, основные направления, задачи, уровни социологического исследования ФКС и связанный с этим вопрос о предмете социологии ФКС обсуждаются во многих отечественных и зарубежных научных публикациях, в том числе в индивидуальных и коллективных монографиях, сборниках, учебных пособиях, диссертациях. Их авторами являются отечественные ученые: П.А. Виноградов, В.Д. Гончаров, В.И. Жолдак, Н.В. Коротаева, Л.И. Лубышева, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, П.С. Степовой, В.И. Столяров, Е.В. Утишева, В.И. Чеботкевич и др., а также зарубежные: A.Младенов A. Стойчев, V. Cechak, E. Dunning, H. Edwards, D.S. Eitzen, G.H.Sage, A. Frank, K. Heinemann, G. Kenyon, Z. Krawczyk, J. Loy, G. Lüschen, G. Magnane, B. McPherson, A. Wohl и др. В ходе дискуссий даются существенно отличающиеся друг от друга подходы к пониманию социологических проблем ФКС, а, значит, и предмета науки, которая изучает эти проблемы. Содержание дискуссий. Сначала укажем мнения отечественных ученых по вопросу о предмете социологии ФКС. Одну из первых (в нашей стране) характеристик предмета этой науки дал П.С. Степовой: «Марксистская социология спорта – это область общественных знаний о ФКС, физическом воспитании, их значении в жизни общества, социальной роли и общественных функциях» [Степовой, 1972, с. 67]. М.А. Якобсон выделяет четыре основных направления социологического исследования физической культуры. 1. «Интраспективное» направление в социологической проблематике физической культуры, «которое исследует структурные элементы или подсистемы объекта в их взаимодействии, обеспечивающие функционирование всей системы объекта». В качестве таких подсистем, образующих социальную систему физической культуры, автор статьи рассматривает спорт, физическое воспитание и физическую рекреацию. 2. «Интерспективное» направление, которое «исследует функции и связи физической культуры или ее подсистем с другими явлениями социума, не входящими в систему физической культуры (например, физическая культура и культура, физическая культура и искусство, физическая культура и научно-технический прогресс и т.д.)». 3. «Ретроспективное» направление, в которое «входит вся социологическая проблематика физической культуры, относящаяся к различным периодам ее истории». 4. «Перспективное» направление, которое ориентировано на выявление тенденций и перспектив изменения физической культуры в будущем, различной степени отдаленности, т.е. «принимает на себя задачи обоснования перспективного социального планирования» [Якобсон, 1971, с. 128-129].
Стр.10