Спартианская технология оздоровления, воспитания и организации досуга студенческой молодежи // Гуманистика соревнования. <...> : Центр развития спартианской культуры; Гуманитарный Центр "СпАрт" РГУФК; Научно–методический Центр «СпАрт» МГИМО (У) МИД РФ; Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту, 2003. <...> Важнейшими из них являются: организация и проведение Спартианских игр студентов; создание и организация работы Спартианских клубов (школ, игротек, игровых лагерей) студентов; включение студентов в спартианское движение. <...> Спартианские игры студентов Спартианские игры уникальны по своей программе, системе определения победителей, составу участников и другим своим аспектам. <...> В его основе – слово «СПАРТ» (SpArt), которое можно расшифровывать двояко: 1) как сокращение, составленное из первых букв русских слов: «Соревнование Поклонников Активного Разностороннего Творчества»; 2) как производное от английских слов: «Sport» – спорт и «Art» – искусство. <...> Перед организаторами Спартианских игр студентов возникает широкий круг организационно–технологических вопросов: как правильно организовать и провести эти Игры? <...> Речь идет о том, чтобы: а) обеспечить активный, творческий отдых и общение студентов; б) организовать соревнование участников Игр, но повысить их ориентацию на духовно–нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности, воспрепятствовать желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п.; в) изменить ориентацию участников Игр с внешних ценностей (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ) на внутренние, духовно–нравственные ценности (рыцарское поведение, красота действий и поступков, гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, преодоление самого себя, самосовершенствование <...>
Спартианская_технология_оздоровления,_воспитания_и_организации_досуга_студенческой_молодежи__Статья.pdf
Столяров В.И., Логинов И.А. Баринов С.Ю. Спартианская технология
оздоровления, воспитания и организации досуга студенческой молодежи //
Гуманистика соревнования. Выпуск 6. Спорт и СПАРТ в системе оздоровления,
воспитания и организации досуга студентов: Сборник статей/Сост.
и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, И.А Логинов. – М.: Центр развития
спартианской культуры; Гуманитарный Центр "СпАрт" РГУФК; Научно–методический
Центр «СпАрт» МГИМО (У) МИД РФ; Проблемный Совет
РАО по физической культуре и спорту, 2003. – С. 5–151.
СПАРТИАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В.И. Столяров, И.А. Логинов, С.Ю. Баринов
Введение
В основе спартианской технологии физического и духовного оздоровления
детей и молодежи лежит инновационный гуманистический проект
под названием «СпАрт», который был разработан проф. В.И. Столяровым
в 1990 г. [см. Приложение 3]. Название проекта было выбрано как производное
от трех английских слов: "Spirituality" – духовность, "Sport" – спорт
и "Art" – искусство. Основные идеи проекта получили одобрение президента
МОК Х.А. Самаранча [см. Приложение 1].
Проект был основан на результатах более чем двадцатилетних исследований
автора и его учеников в области философско–методологических,
культурологических, педагогических и социологических проблем физической
культуры, здорового образа жизни, спорта, олимпийского движения,
искусства и культуры. В ходе этих исследований ставился и решался широкий
круг задач:
определить причины низкой физкультурно–спортивной активности
населения и пути ее повышения;
разработать концепцию физической культуры как важного элемента
культуры личности и общества;
уточнить компоненты и показатели физической культуры и здорового
образа жизни различных групп населения;
выяснить гуманистическую, социально–культурную ценность современного
спорта и олимпийского движения, те факторы, от которых она
зависит;
оценить используемые на практике формы физкультурно–
спортивной работы (в том числе в рамках олимпийского движения) с точки
зрения полноты и эффективности реализации социально–культурного потенциала
спорта;
Стр.1
выяснить взаимоотношение спорта и искусства как двух важных
элементов культуры, возможные пути их объединения, укрепления связи
между ними и др.
Для решения этих задач помимо теоретических был проведен ряд
конкретно–социологических исследований, в том числе международных.
На основе этих исследований была обоснована необходимость повышения
духовно–нравственной и эстетической ценности современного
спорта, его интеграции с искусством, проанализированы программы, проекты,
технологии, связанные с этой важной и актуальной проблемой, показана
необходимость принципиально новых подходов к ее решению.
С учетом этого замысел проекта заключался в поиске новых путей,
средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно–нравственной
и эстетической ценности, а также укрепления союза,
интеграции спорта с искусством. При этом была поставлена следующая
цель: на основе предлагаемых проектом новых форм объединения спорта
(в его гуманизированной, «одухотворенной» форме) с искусством и другими
видами духовно–творческой деятельности разработать и внедрить в
практику новую систему оздоровления, воспитания и организации досуга
различных групп населения, которая имеет ярко выраженную гуманистическую
направленность и призвана содействовать решению комплекса
важных социальных, социально–педагогических и культурных задач.
В ходе практической реализации проекта «СпАрт», которая началась с
1991 г., и обобщения накопленного опыта его применения разрабатывалась
спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и
молодежи. Эта технология в течение многих лет успешно применяется в
работе с детьми, подростками, молодежью, включая лиц с ограниченными
возможностями (инвалидами) [см. Приложение 3].
В 1997 г. Государственный комитет по делам молодежи присудил
спартианской программе воспитания и организации досуга молодежи первое
место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью.
Спартианская педагогическая технология духовного и физического
оздоровления детей и молодежи выиграла открытый конкурс инновационных
оздоровительных и физкультурно–спортивных технологий для внедрения
в образовательных учреждениях г. Москвы, проведенный Государственным
комитетом РФ по физической культуре и спорту 25 октября 2002
года в плане реализации федеральной целевой программы «Молодежь России
(2001–2005 гг.)», утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2002 г. № 363, и ее подпрограммы «Физическое
воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в РФ
(2002–2005 гг.)».
В рамках этой подпрограммы практическим внедрением спартианской
технологии в систему образования, организации досуга и физкультурно–
спортивной работы с детьми и молодежью занимается Центр развития
Стр.2