Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты, программы, технологии. <...> : Российская академия образования, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997. <...> Спартианская система воспитания, образования и организации досуга В.И.Столяров Предисловие В 1990 г. автором данной работы был разработан и затем изложен в многочисленных публикациях, выступлениях на симпозиумах, конференциях и конгрессах, в том числе международных [ cм. Столяров, 1990-1997; Столяров, Ипатов, 1996; Столяров, Самусенкова, 1996; Stolyarov, 1991, 1995, 1996 ] проект под названием «СпАрт» («SpArt»). <...> В первую очередь имеются в виду две задачи: 1) целостное гуманистическое воздействие на личность, формирование физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовнонравственным, эстетическим ценностям; 2) организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством и т.п., лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д. <...> Предусматривается использование спартианских средств для решения и таких важных социально-педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения, как: — создание возможности для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности, попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности — в спорте, искусстве, техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей <...>
Спартианская_система_воспитания,_образования_и_организации_досуга__Статья.pdf
Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации
досуга // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность.
Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I): Сб. – М.: Российская академия образования,
Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, Смоленская олимпийская академия,
1997. – С. 9–127.
Спартианская система
воспитания, образования и организации досуга
В.И.Столяров
Предисловие
В 1990 г. автором данной работы был разработан и затем изложен в многочисленных
публикациях, выступлениях на симпозиумах, конференциях и конгрессах, в том
числе международных [ cм. Столяров, 1990-1997; Столяров, Ипатов, 1996; Столяров,
Самусенкова, 1996; Stolyarov, 1991, 1995, 1996 ] проект под названием «СпАрт»
(«SpArt»).
В этом названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" —
духовность, "Sport" — спорт и "Art" — искусство) отражена его главная идея и основной
замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта,
повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления
союза, интеграции с искусством.
Данный проект основан на результатах более чем двадцатилетних исследований
автора и его учеников в области философско-методологических, культурологических,
педагогических и социологических проблем физической культуры, здорового образа
жизни, спорта, олимпийского движения, искусства и культуры.
В ходе этих исследований обоснована необходимость повышения духовнонравственной
и эстетической ценности современного спорта, его интеграции с искусством,
проанализированы программы, проекты, технологии, связанные с этой важной и
В Приложениях к данной работе использованы материалы, подготовленные: Вишневским В.И.
(Приложение 1); Елистратовым М.В. и Кучер Н.И. (Приложение 5); Кабановым Ю.Н. и Симаковым Ю.П.
(Приложение 7); Подколзиной Л.Н. (Приложение 9); Богословским В.В. (Приложение 10), Глотовой
Л.Н., Горбатовым А.Н. и Новиковой С.С. (Приложение 13).
3
Стр.1
актуальной проблемой, показана необходимость принципиально новых подходов к ее
решению [ см. Столяров, Ипатов, 1996; Столяров, Самусенкова, 1996 ].
Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте
как самоцель. Речь идет о том, чтобы на основе предлагаемых проектом форм объединения
спорта (в его гуманизированной, «одухотворенной» форме) с искусством и
другими видами духовно-творческой деятельности разработать и внедрить в практику
новые средства (а в перспективе — целостную систему) воспитания, образования и
организации досуга различных групп населения. В дальнейшем тексте будем называть
эти средства и эту систему воспитания. образования и организации досуга «спартианскими».
Речь идет о таких средствах и такой системе, которые имеют ярко выраженную
гуманистическую направленность и призваны содействовать решению целого
ряда важных социальных, социально-педагогических и культурных задач, касающихся
воспитания, образования и организации досуга различных групп населения.
В первую очередь имеются в виду две задачи:
1) целостное гуманистическое воздействие на личность, формирование физически
здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного
самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей,
а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовнонравственным,
эстетическим ценностям;
2) организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения:
детей, подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается
искусством, наукой, техническим творчеством и т.п., лиц с ограниченными возможностями
здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.
Предусматривается использование спартианских средств для решения и таких
важных социально-педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные
группы населения, как:
— создание возможности для детей и подростков, которые только начинают
свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности,
попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности
— в спорте, искусстве, техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить
свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего
нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности,
наметить программу самосовершенствования и т.д.;
— выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными
физическими, двигательными или художественными, творческими способностя4
Стр.2