Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. <...> Спартианская педагогическая технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе Исходным пунктом и основой спартианской педагогической технологии интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы со школьниками (ниже в тексте – «спартианская технология») является гуманистический проект под названием «СпАрт» (автор проекта – проф. <...> В.И. Столяров), который разработан в 1990 г. Основной замысел проекта заключается в том, чтобы содействовать полной реализации культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, а тех, кто увлекается искусством, к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т. е. органическому синтезу спорта и искусства. <...> Оно выбрано автором как производное от английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство [492-495, 499–501]. <...> В разработке некоторых материалов проекта «СпАрт» и проведении отдельных акций по его реализации участвовала и участвует большая группа специалистов по физическому воспитанию, спорту, культуре, досугу: О.А. Байдакова, С.И. Баринов, В.В. Богословский, В.И. Вишневский, Т.И. Губарева, Л.Л. Довгань, З.В. Емлина, Е.Э. Егоркина, О.В. Козырева, С.А. Королева, С.И. Курило, Р.Н. Локтева, И.В. Мосеева, С.С. Новикова, С.А. Носкова, М.М. Орешкин, А.А. Родионова, Д.А. Сагалаков, О.И. Самусенков, Е.В. Стопникова, Г.В. Татаев (г. Москва); Е.Д. Чайникова (г. Дубна); Л.В. Ведерникова, Л.Н. Подколзина, К.М. Сапожников, Е.В. Сизикова, А.В. Тимофеев (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.) <...> ; З.И. Ерохина (г. 2 Нижний Новгород); М.М. Барибан, А.С. Михович, Ю.А. Прокопчук <...>
Спартианская_педагогическая_технология_интегративного_подхода_к_организации_физкультурно-спортивной_работы_в_школе__Раздел_книги.pdf
1
Столяров В.И. Спартианская педагогическая технология интегративного
подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров
В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического
воспитания в общеобразовательной школе /под общ. ред. докт. филос. наук,
проф. В.И. Столярова. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика
физической культуры», 2009. – С. 126–183.
Раздел третий
Педагогические проекты и программы
модернизации физического воспитания
и физкультурно-спортивной работы в школе
Анализ основных направлений модернизации физического воспитания и
физкультурно-спортивной работы в школе выявляет тенденцию к переходу от
«одномерной» модели организации этой педагогической деятельности, ориентированной
на решение довольно узкого круга задач и использование небольшого
набора средств для их решения, к «многомерной», комплексной, интегративной
ее модели.
Ниже дается характеристика спартианской педагогической технологии,
которая ориентирована на конкретную реализацию такого подхода к организации
физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в школе.
3.1. Спартианская педагогическая технология
интегративного подхода к организации
физкультурно-спортивной работы в школе
Исходным пунктом и основой спартианской педагогической технологии
интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы со
школьниками (ниже в тексте – «спартианская технология») является гуманистический
проект под названием «СпАрт» (автор проекта – проф. В.И. Столяров),
который разработан в 1990 г. Основной замысел проекта заключается в
том, чтобы содействовать полной реализации культурного потенциала физкультурно-спортивной
деятельности, преодолению разрыва между физическим
и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, а
тех, кто увлекается искусством, к миру спорта, развитию форм художественной
деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами
искусства, т. е. органическому синтезу спорта и искусства. С такой целевой
установкой проекта связано и его название. Оно выбрано автором как производное
от английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art»
– искусство [492-495, 499–501].
В разработке некоторых материалов проекта «СпАрт» и проведении отдельных акций
по его реализации участвовала и участвует большая группа специалистов по физическому
воспитанию, спорту, культуре, досугу: О.А. Байдакова, С.И. Баринов, В.В. Богословский,
В.И. Вишневский, Т.И. Губарева, Л.Л. Довгань, З.В. Емлина, Е.Э. Егоркина, О.В. Козырева,
С.А. Королева, С.И. Курило, Р.Н. Локтева, И.В. Мосеева, С.С. Новикова, С.А. Носкова, М.М.
Орешкин, А.А. Родионова, Д.А. Сагалаков, О.И. Самусенков, Е.В. Стопникова, Г.В. Татаев
(г. Москва); Е.Д. Чайникова (г. Дубна); Л.В. Ведерникова, Л.Н. Подколзина, К.М. Сапожников,
Е.В. Сизикова, А.В. Тимофеев (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.); З.И. Ерохина (г.
Стр.1
2
Нижний Новгород); М.М. Барибан, А.С. Михович, Ю.А. Прокопчук, И.А. Слонова (г. Краснодар);
Н.А. Афанасьева (г. Железногорск-1, Красноярский край); А.Н. Горбатов (г. Саратов);
А.Г. Егоров, Г.Ф. Петлеваный, Р.А. Пирожников, А.Ф. Савельев, О.Л. Старовойтова,
А.В. Шапоренкова (г. Смоленск); Т.Г. Ольхова (г. Сургут); Л.М. Аллакаева (г. Уфа); Г.Н.
Алехова (г. Северодвинск, Архангельская обл.); Н.И. Большаков, Ю.С. Брызгалов (г. Новосибирск);
Н.Д. Власова (село Юсьва, Пермская обл.); Н.Н. Гуляев (Республика Саха); В.Н.
Волков (Воронеж); Г.В. Дробинин, В.С. Ефремов, Л.Е. Эфтимович (г. Томск); Л.В. Горбулина,
С.В. Малахов (г. Курск); Н.П. Бизина, Е.Г. Ковалева, Ю.А. Шишкин (село Байкалово,
Тюменская обл.); З.М. Кузнецова (г. Набережные Челны); О.С. Макарова, А.А. Чунаев (г.
Ульяновск); Л.И. Мамскова (г. Красноярск-26); Н. В. Мишанина (г. Калуга); З.В. Подрез
(пос. Михайловка, Иркутская обл.); Е.Ю. Горбачева (Хакассия); Г.И. Семенова, Ю.А. Фролова
(г. Тобольск, Тюменская обл.); В.И. Чагин (д. Лямино, Тюменская обл.); А.А. Пашин (г.
Пенза); В.М. Лабскир (г. Харьков, Украина) и др.
3.1.1. Необходимость интегративного подхода
к организации физкультурно-спортивной работы в школе
Задачи физкультурно-спортивной работы со школьниками, если их формулировать
в самом общем виде, в принципе сводятся к двум основным задачам:
1) всемерно повышать привлекательность для школьников физкультурноспортивной
деятельности с целью их приобщения к активным и регулярным
занятиям физкультурой и спортом; 2) получить максимально полный социально-педагогический
и культурный эффект от этих занятий.
Как показывает анализ, одна из основных причин проблем и трудностей в
решении той и другой задачи – односторонний, однобокий подход к организации
физкультурно-спортивной работы со школьниками [495, 515, 519].
Однобокость этого подхода проявляется прежде всего в том, что на уроках
физкультуры, на спортивных тренировках основное внимание обычно уделяется
лишь физическому воспитанию занимающихся. Многочисленные опросы
учителей физкультуры и тренеров [58, 198, 281, 377, 378, 398, 409, 442,443,
462, 524 и др.] показывают, что многие из них, будучи ориентированы в первую
очередь на выявление талантливых спортсменов, не стремятся использовать занятия
физкультурой и спортом, спортивные соревнования для формирования и
повышения коммуникативной, эстетической, экологической и нравственной
культуры школьников, не проводят постоянной и целенаправленной работы по
формированию у них гуманистически ориентированного ценностного отношения
к физкультурно-спортивной деятельности.
Существенным тормозом на пути полного и эффективного использования
гуманистического потенциала физкультурно-спортивной деятельности является
низкий уровень знаний школьников в области физической культуры и спорта,
особенно относительно идеалов и ценностей олимпизма, которые ориентируют
на высоконравственное поведение и гармоничное развитие личности. Во многом
это связано с недостатками в организации в школе информационной, разъяснительной,
просветительской работы по этим вопросам [211, 377, 378, 409,
436, 442, 443, 448, 507, 775, 776].
Немаловажное значение имеет и тот факт, что формы работы, сложившиеся
в рамках современной социально-педагогической системы, как правило,
предполагают активное включение школьника либо в занятия физкультурой и
Стр.2