Пути повышения гуманистической ценности детского спорта // Детский тренер. <...> /10/ В моих статьях, помещенных в предыдущих номерах журнала [35, 36], обсужден ряд вопросов, возникающих при анализе детского спорта с позиций гуманизма: показано, что по вопросу о гуманистическом значении детского спорта высказываются различные и даже противоположные взгляды, указаны методологические ошибки, допускаемые в ходе дискуссии по данному вопросу, сформулированы принципы методологии его решения, дана комплексная оценка гуманистической ценности современного детского спорта, основанная на учете как его позитивных, так и негативных аспектов; выявлены факторы, которые существенно влияют на эту ценность детского спорта. <...> /11/ В данной статье продолжается анализ детского спорта с позиций гуманизма. <...> Ставится задача охарактеризовать предлагаемые и реализуемые в различные странах рекомендации, предложения, проекты, программы, направленные на повышение гуманистической ценности этого спорта1. <...> Некоторые из них хотя и относятся к спорту в целом, но в первую очередь ориентирована на детский спорт. <...> Он состоит в том, что ограничиваются резкой критикой тех дисфункциональных проявлений, которые все явственнее проступают в детском спорте, как и вообще в сфере современного спорта, призывают покончить с этой ситуацией и возродить (создать) более гуманный, «человечный» спорт, но не указывают, как это конкретно можно сделать, в лучшем случае высказывая лишь некоторые абстрактные соображения и догадки [см., напр. <...> 4 ]; «Мы должны приложить все усилия, чтобы спорт высшего класса не утратил фактора «Человек»» [63, P. <...> «Необходима подлинная гуманизация международных спортивных отношений, всех форм контактов в олимпийском движении. <...> Следует затормозить процесс девальвации морально-этических ценностей олимпизма (а затем и положить ему конец)» [37, С. <...> 2 Большинство сторонников гуманизации спорта, как справедливо указывает исследователь <...>
Пути_повышения_гуманистической_ценности_детского_спорта__Статья.pdf
Столяров В.И. Пути повышения гуманистической ценности детского спорта //
Детский тренер. – 2007–№ 4. – С. 10–36.
/10/ В моих статьях, помещенных в предыдущих номерах журнала [35, 36], обсужден
ряд вопросов, возникающих при анализе детского спорта с позиций гуманизма:
показано, что по вопросу о гуманистическом значении детского спорта высказываются
различные и даже противоположные взгляды,
указаны методологические ошибки, допускаемые в ходе дискуссии по данному
вопросу,
сформулированы принципы методологии его решения,
дана комплексная оценка гуманистической ценности современного детского
спорта, основанная на учете как его позитивных, так и негативных аспектов;
выявлены факторы, которые существенно влияют на эту ценность детского спорта.
/11/
В данной статье продолжается анализ детского спорта с позиций гуманизма.
Ставится задача охарактеризовать предлагаемые и реализуемые в различные странах
рекомендации, предложения, проекты, программы, направленные на повышение гуманистической
ценности этого спорта1. Некоторые из них хотя и относятся к спорту в
целом, но в первую очередь ориентирована на детский спорт.
Предельно общий подход. Наиболее распространенным, хотя и не самым лучшим,
подходом к обсуждаемой проблеме является подход, который мы называем «предельно
общим». Он состоит в том, что ограничиваются резкой критикой тех дисфункциональных
проявлений, которые все явственнее проступают в детском спорте, как и
вообще в сфере современного спорта, призывают покончить с этой ситуацией и возродить
(создать) более гуманный, «человечный» спорт, но не указывают, как это конкретно
можно сделать, в лучшем случае высказывая лишь некоторые абстрактные соображения
и догадки [см., напр.: 3, 43, 52, 64, 83].
Вот несколько иллюстраций такого предельно общего (абстрактного, недостаточно
конкретного) подхода: «Давно пора пересмотреть основные принципы спорта, иначе он
рискует превратиться, вследствие безжалостной эксплуатации, в нечто совершенно
иное. Мы должны пересмотреть и систему организации спорта, и, что еще важнее, его
цель – его вклад в формирование современного человека, с должным учетом психофизиологической
самобытности спорта, а также тех глубоких перемен, тех изменений
масштаба вещей, которые связаны с деятельностью сил и структур, руководящих общественной
эволюцией« [16, С. 4 ]; «Мы должны приложить все усилия, чтобы спорт
высшего класса не утратил фактора «Человек»» [63, P. 22]. «Необходима подлинная
гуманизация международных спортивных отношений, всех форм контактов в олимпийском
движении. Следует затормозить процесс девальвации морально-этических ценностей
олимпизма (а затем и положить ему конец)» [37, С. 23 ]; «Игровые идеи должны
быть сформулированы по-новому. Вместо соревновательных игр нужно создавать новые
формы игр, которые больше способствуют оздоровлению и инициативе участников...
Необходимо спроектировать новую модель игр, которая обеспечивала бы демократизацию
в достижении цели и т.д.» [72, S. 69] и т.п.
1
По данному вопросу см. также 33.
Стр.1