Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть 1. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Российская академия образования, РГАФК
Страниц118
ID543034
АннотацияЦель данного учебного пособия – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта, ознакомить с основными проблемами этой науки и учебной дисциплины, представить новые подходы и концепции, связанные с решением этих проблем. Пособие состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена анализу объектов, изучаемых социологией физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть 1. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.И. Столяров .— Москва : Российская академия образования, РГАФК, 1998 .— 118 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543034 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) Часть первая Москва 1998 Российская Академия образования Российская Государственная Академия физической культуры 2 СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) ____________________________________________ В.И.Столяров Часть I Объекты исследования социологии физической культуры и спорта Москва 1998 3 Столяров В.И. <...> Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие. <...> Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий 1.3.1. <...> СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 46 2.1. <...> Тело человека и мир социокультурных явлений 2.2.1. <...> В других частях будут рассматриваться такие вопросы, как: предмет и методы социологии физической культуры и спорта; спорт как социальное явление и элемент культуры, его социальные функции и значение; социальные барьеры физкультурноспортивной активности населения; смысл и социальное значение спорта высших достижений; олимпизм как социально-культурный феномен; спорт как фактор конфронтации и миролюбия; спорт как средство социальной адаптации и интеграции инвалидов; спорт и эстетическая культура; спорт и нравственная культура; тело человека как социально-культурная ценность; социологические проблемы общения в спорте и др. <...> Важно подчеркнуть, что выделение не только предмета, но и объекта научного исследования, всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована [см. Зотов, 1973; Ракитов, 1969; Столяров, 1984 а, б]. <...> И тем не менее целый ряд соображений побуждает нас начать изложение основных проблем социологии физической культуры и спорта с обсуждения вопроса об объектах исследования этой науки. <...> Одни имеют в виду занятия определенными формами двигательной деятельности, которые чаще всего называют "физическими упражнениями <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта_(основные_проблемы,_новые_подходы_и_концепции)._Часть_1._Объекты_исследования_социологии_физической_культуры_и_спорта_Учебное_пособие.pdf
СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) Часть первая Москва 1998 Российская Академия образования Российская Государственная Академия физической культуры
Стр.1
2 СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (основные проблемы, новые подходы и концепции) ____________________________________________ В.И.Столяров Часть I Объекты исследования социологии физической культуры и спорта Москва 1998
Стр.2
3 Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта (основные проблемы, новые подходы и концепции). Часть I. Объекты исследования социологии физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Российская академия образования, РГАФК, 1998. – 128 с. Цель данного учебного пособия – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта, ознакомить с основными проблемами этой науки и учебной дисциплины, представить новые подходы и концепции, связанные с решением этих проблем. Пособие состоит из нескольких частей. Первая часть посвящена анализу объектов, изучаемых социологией физической культуры и спорта. © В.И. Столяров
Стр.3
4 О Г Л А В Л Е Н И Е ПРЕДИСЛОВИЕ I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 1.1. Трудности и значение решения проблемы 1.2. Понятия и способы их определения 1.3. Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий 1.3.1. Учет эффективности понятий 1.3.2. Учет содержательного и терминологического аспектов 1.3.3. Учет системы понятий 1.4. Методология решения проблемы Контрольные вопросы к первому разделу Литература II. СИСТЕМА ПОНЯТИЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 46 2.1. Соматическая культура 2.1.1. Органическое и неорганическое тело человека 2.1.2. Мир культуры 49 2.2. Спорт 2.1.3. Тело человека и мир социокультурных явлений 2.2.1. Соревнование 2.2.2. Спортивная деятельность 2.3. Физкультурная деятельность 2.3.1. Трудности решения проблемы 2.3.2. Место физкультурной деятельности в системе различных форм двигательной активности Контрольные вопросы ко второму разделу Литература 62 84 84 88 101 101 2.4. Объектная область и название социологии физической культуры и спорта 107 111 117 46 46 5 7 8 12 14 14 24 35 40 42 42 116
Стр.4
5 ПРЕДИСЛОВИЕ В последние десятилетия интенсивно развивается социология физической культуры и спорта – относительно молодая наука, занимающая важное место в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте. В настоящее время эта наука изучается во многих учебных заведениях, прежде всего в институтах физической культуры. Повышение значимости социологии физической культуры и спорта как науки и учебной дисциплины обусловлено рядом факторов: превращением физкультурно-спортивной деятельности в важное социальное явление; противоречивым характером функций современного спорта, возможностью его использования для различных социальных целей; необходимостью воздействовать на интересы и потребности различных групп населения для формирования у них здорового образа жизни, включения в активные занятия физкультурой и спортом и др. Автор данной работы не претендует на систематическое и полное изложение социологии физической культуры и спорта. Задача работы, как видно из самого ее заглавия, состоит прежде всего в том, чтобы познакомить читателя с основными проблемами этой науки и учебной дисциплины. Работа разделена на несколько частей, каждая из которых посвящена определенной проблеме. При этом автор стремился выбрать для анализа, обсуждения и изложения наиболее сложные, трудные проблемы. В первой части пособия обсуждается вопрос об объектах исследования социологии физической культуры и спорта. В других частях будут рассматриваться такие вопросы, как: предмет и методы социологии физической культуры и спорта; спорт как социальное явление и элемент культуры, его социальные функции и значение; социальные барьеры физкультурноспортивной активности населения; смысл и социальное значение спорта высших достижений; олимпизм как социально-культурный феномен; спорт как фактор конфронтации и миролюбия; спорт как средство социальной адаптации и интеграции инвалидов; спорт и эстетическая культура; спорт и нравственная культура; тело человека как социально-культурная ценность; социологические проблемы общения в спорте и др. По всем этим вопросам в течение многих лет идет острая дискуссия, предлагаются различные решения. В заглавии данной работы отражен тот факт, что ее автор по большинству обсуждаемых вопросов предлагает свое собственное решение, пытается развить новые подходы и концепции. Это касается даже названия
Стр.5
6 науки, которой посвящена данная работа. Будут показаны недостатки того названия – "социология физической культуры и спорта", которое чаще всего используется для ее обозначения (по крайней мере в русскоязычной литературе), и обоснована целесообразность использования другого названия – "социология тела и физкультурно-спортивной деятельности" как более адекватного содержанию этой науки, изучаемым в ней объектам. Автор в полной мере осознает огромную сложность обсуждаемых вопросов и дискуссионный характер предлагаемых решений. Работа рассчитана на широкий круг читателей. Прежде всего она может быть использована как учебное пособие студентами, аспирантами, другими лицами, изучающими курс социологии физической культуры и спорта. Кроме этого она может быть полезна тем, кто вообще хотел бы ближе познакомиться с философскими, социологическими, культурологическими проблемами физической культуры и спорта. Обсуждаемые в работе проблемы и предлагаемые решения представляют интерес и для тех, кто занимается разработкой теории физической культуры и спорта, а также для практических работников в сфере физической культуры и спорта, для организаторов досуга населения, для социальных работников.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.