Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. <...> Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. <...> Для обозначения этой деятельности в литературе чаще всего используются термины «олимпийское образование» и «олимпийское воспитание». <...> Иногда применяются и другие термины, например, «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», "воспитание посредством олимпийского движения", "воспитание внутри олимпийского движения", «обучение олимпийскому идеалу» и др. [см., например, Дьюри, 1974; Недялкова, 1986; Chrysostomos, 1980; Sport in unserer Zeit., 1984 и др.] <...> Вопросы олимпийского образования являются предметом научных дискуссий на международных олимпийских конгрессах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах и т.д. [см. например: Abstracts., 1988; Centennial Olympic Congress, 1994 и др.] <...> . В нашей стране, начиная с 1994 г. в рамках традиционной Всероссийской научнопрактической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" проводится Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования", на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования. <...> Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование» Председателем комитета является член МОК в Канаде Кэрол Энн Летерен, имеющая обширный опыт организации олимпийского образования в своей стране. <...> Тем самым олимпийское движение делает практические шаги в том направлении, о необходимости которого в течение многих лет говорили ученые и общественные деятели многих стран, в том числе нашей. <...> Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы <...>
Олимпийское_образование_и_спартианская_система_воспитания__Статья.pdf
Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания //
Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной
системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.:
Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 71–233.
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И СПАРТИАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
В.И. Столяров (Россия)
Предисловие
В последние годы в рамках олимпийского движения все большее внимание уделяется
педагогической деятельности, целью которой является приобщение детей и молодежи
к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма. Для обозначения этой деятельности
в литературе чаще всего используются термины «олимпийское образование» и
«олимпийское воспитание». Иногда применяются и другие термины, например, «воспитание
в духе олимпизма», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей»,
"воспитание посредством олимпийского движения", "воспитание внутри олимпийского
движения", «обучение олимпийскому идеалу» и др. [см., например, Дьюри, 1974;
Недялкова, 1986; Chrysostomos, 1980; Sport in unserer Zeit..., 1984 и др.].
В 1961 г. была создана Международная олимпийская академия как организация
при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач
олимпийского движения. Академия регулярно обсуждает вопросы олимпийского воспитания
и образования на своих ежегодных сессиях и проводит специальные заседания,
посвященные данной проблеме. Значительное внимание вопросам олимпийского
образования, воспитания молодежи в духе идей олимпизма уделяется и в работе Национальных
олимпийских академий, которые созданы во многих странах.
Вопросы олимпийского образования являются предметом научных дискуссий на
международных олимпийских конгрессах, научных конференциях, симпозиумах, семинарах
и т.д. [см. например: Abstracts..., 1988; Centennial Olympic Congress, 1994 и др.]. В
нашей стране, начиная с 1994 г. в рамках традиционной Всероссийской научнопрактической
конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" проводится
Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования", на котором
обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования.
Все большее внимание этим вопросам уделяется в научных публикациях, а также
в диссертационных исследованиях и т.д.
Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи
с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских
игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта
всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение
олимпийских идеалов через образование» Председателем комитета является член
МОК в Канаде Кэрол Энн Летерен, имеющая обширный опыт организации олимпийского
образования в своей стране.
Первая комплексная программа олимпийского образования была разработана в
Канаде в 1976 г. В последующем такие программы были разработаны Национальными
олимпийскими академиями США (1984 г.) и Германии (1988, 1992, 1994), а также груп1
Стр.1
пами педагогов по заказу Оргкомитета Олимпийских игр в Калгари (1988), Альбервилля
(1992), Лиллехаммера (1994) и Мельбурна (1996) [см. Muller, 1996, р. 76].
Тем самым олимпийское движение делает практические шаги в том направлении,
о необходимости которого в течение многих лет говорили ученые и общественные
деятели многих стран, в том числе нашей. Можно привести, в частности, слова вицепрезидента
Международного Олимпийского комитета В.Г. Смирнова, которые были
сказаны им от имени МОК в 1981 г. с трибуны XI Олимпийского конгресса в БаденБадене:
"... к сожалению, случилось так, что с течением времени именно проведение
Игр стало восприниматься как изначальная и единственная цель олимпизма. Провозглашенные
Хартией задачи воспитания молодого поколения, всемерное распространение
олимпийских принципов оказались подчиненными. Однако работа конгресса будет
неполной, если не восстановится равновесие в осуществлении целей и задач олимпийского
движения" [цит. по Родиченко, 1994, с. 2].
Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на
общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со
спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны – с учетом разрушения
прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие
часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям
[см. Родиченко, Столяров, 1996].
В нашей стране в течение длительного времени в области спорта основное внимание
уделялось лишь рекордам и победам и отвергалась необходимость проведения
работы по олимпийскому образованию и воспитанию молодежи на том основании, что
эта работа не вписывается в рамки коммунистического воспитания (см. например,
выступления ряда ученых на Всесоюзной научной конференции "Государство, спорт и
мир", Москва, 1988 г.)
После тех существенных изменений, которые за последнее время произошли в
нашей стране, в том числе в области спорта, все большее число людей, ответственных
за выбор приоритетных направлений деятельности в этой области, начинают осознавать,
что Россия должна быть великой спортивной державой не только благодаря победам
наших спортсменов, но и на основе распространения по всей стране олимпизма –
философии жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства
тела, воли и разума.
В теории и практике олимпийского образования существуют и практически реализуются
самые различные подходы к организации этой педагогической деятельности.
Причем, часто при ее организации полагаются лишь на «здравый смысл», интуицию и
т.п., а не на научные концепции, разработки, рекомендации.
С учетом этой ситуации автор данной работы еще в начале 80-х годов (по сути дела,
впервые в нашей стране) начал разработку научно-методических основ олимпийского
образования детей и молодежи. Эта работа проводилась в рамках комплексной целевой
программы научных исследований по теме "Воспитание детей и молодежи на основе
использования идеалов и ценностей олимпизма". В исследовании принимали
В качестве иллюстрации сошлемся на то, что при утверждении в 1980 и 1985 г.г. тем диссертаций аспирантов
Гутина [1984] и Сегал [1989], выполнявших под руководством автора данной работы диссертационные исследования
по олимпийскому воспитанию юных спортсменов и школьников, из формулировок тем было изъято слово «олимпийское
воспитание» на том основании, что есть только одно — коммунистическое воспитание.
2
Стр.2