УДК 796/799
ББК 75.1
М. 85
Столяров В.И.
Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания:
Монография. – Бишкек: Издательство «Максат», 2013. – 546 с.
ISBN 978-9967-31-033-9
Данная монография посвящена теоретическому анализу комплекса сложных дискуссионных
проблем физического воспитания, а также процесса его современной модернизации,
на необходимость которой в последнее время постоянно обращают внимание ученые и
специалисты-практики. Монография является результатом многолетних (с 1972 г.)
исследований автора, разработки им проблем физического воспитания и физической
культуры, физкультурной двигательной активности, спорта, спортивного воспитания и
спортивной культуры, олимпизма, олимпийского воспитания и олимпийской культуры,
спартианского (мульти-креативного) воспитания и т.д.
В монографии впервые дается целостное изложение разработанной автором
инновационной теории физического воспитания, которую он называет «общей теорией
комплексного физического воспитания». Эта теория включает в себя три элемента: телесное
(соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное)
двигательное воспитание, спортивное воспитание и имеет две модели – олимпийскую и
спартианскую (мульти-креативную). В центре внимания автора – содержание, основные
направления, цели и задачи, формы и методы компонентов комплексного физического воспитания
и всей этой педагогической деятельности в целом. Особое внимание уделяется понятийному
аппарату, который необходим для правильного осмысления всех этих вопросов.
Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и
взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации,
чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных
мнений, подходов, концепций по этим проблемам. Поэтому монография содержит аналитический
обзор отечественных и зарубежных публикаций по данной теме. В конце монографии
приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель.
Монография
носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам,
преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического
воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся
в ней обширная информация, а также библиография по различным проблемам
физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
О.В. Козырева – доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
М 4201000000-13
ISBN 978-9967-31-033-9
УДК 796/799
ББК 75.1
© Столяров В.И., 2013
2
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время все более осознается положение о том, что важную
роль в активном, целенаправленном формировании, коррекции, изменении в
нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и
способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно
играть физическое воспитание.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов
[см.: Бальсевич, 2002б; Бальсевич, Лубышева, Комков, Шелков, 2006; Григорьев,
2004; Евсеев, Романова, Аксенова, Комков, 2006; Комков, Гаврилов, Кириллова,
Малинин, 2006; Лукьяненко В.П., 2007а; Мотукеев, 2011а, б, 2012а, б, в;
Сайкина, 2008; Система… 2012; Столяров, 2012б, в, 2013а, б, в; Столяров,
Бальсевич, Моченов, Лубышева, 2009; Фетисов, 2003; Motukeev, 2008 и др.] современная
система этой педагогической деятельности является недостаточно
эффективной. Практически во всех странах наблюдается критика современного
физического воспитания, особенно в учебных заведениях. Высказывается мнение
о том, что «многие школьные программы физвоспитания во всем мире
находятся в глубоком кризисе» [Эндрюс, 1993, c. 46] и даже говорится о «всемирном
кризисе физического воспитания в школах» и других учебных заведениях
[Hardman, 1993, 1994, 1995, 1997].
Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной
системы физического воспитания. «Сегодня несомненным является,
– пишет Ю.М. Николаев, – что мы подошли к рубежу, когда важен выбор стратегии
развития физической культуры и физкультурного образования на ближайшие
десятилетия. И от этого выбора будут зависеть реальное продвижение
вперёд в этих важнейших направлениях деятельности общества и отдельной
личности, в целом престиж сферы физической культуры» [Николаев, 2011,
с. 96-97]. По общему признанию, в существенном обновлении нуждается и
теория физического воспитания.
В данной монографии излагается разработанная автором инновационная
концепция модернизации теории и практики физического воспитания под
названием «общая теория комплексного физического воспитания». Она основана
на результатах многолетней (с 1959 г.) разработки автором логикометодологических
и других проблем общей философии, а с 1972 года комплекса
философских, социологических, культурологических и педагогических проблем
физической культуры, спорта, олимпийского движения, а также физического,
спортивного, олимпийского и спартианского воспитания (в разработке
этих проблем участвовала и большая группа его учеников).
Результаты этой исследовательской деятельности отражены в диссертациях
и в более 700 научных публикациях (монографиях, учебных пособиях, статьях
и т.д.) автора, а также в публикациях и диссертациях (кандидатских и докторских)
его учеников: Аксенова Г.М., Аллакаевой Д.М., Баринова С.Ю., Бариновой
И.В., Баюрова В.И., Богдановой Л.В., Болдова А.С., Варюшиной М.В.,
Вишневского В.И., Вучевой В.В., Губаревой Т.И., Гутина А.Т., Дремовой Г.В.,
6
Стр.7