Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения : Статья (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц167
ID543014
АннотацияВ данной работе проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры. Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 141–314. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения : Статья / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 1998 .— 167 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543014 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. <...> При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры  . <...> Некоторые из  При обсуждении данных вопросов применительно к международному спорту использованы некоторые материалы, которые подготовил наш аспирант Гассем Аль Гази Ахмед. них, в том числе международные – например, семинары в Варшаве «Гуманистические ценности спорта» [369], «Спорт и культура» [89], «Культурные ценности спорта» [397], международная конференция в Глазго «Спорт, культура, общество» [538], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония на тему «Спорт и гуманизм» [535], международный конгресс «Спорт и международное взаимопонимание» в Хельсинки [537] и др. – специально были посвящены данной проблеме. <...> Особенно острые споры вызывает спорт высших достижений, или, как его еще называют «рекордный спорт», «элитный спорт». <...> Поэтому естественно желание ученых и общественных деятелей выяснить значение этой разновидности современного спорта, уточнить его основные социокультурные функции и влияние на человека и общество, понять социальный смысл спортивных рекордов и т.д. <...> Как бы «точкой отсчета» во всех упомянутых дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, в работах которого заданы гуманистические ориентиры для современного спорта и олимпийского движения, сформулированы стоящие перед ними важнейшие задачи, решение которых, как считал Кубертен, придаст им высокий культурный статус. <...> Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен <...>
Гуманистическая_культурная_ценность_современного_спорта_и_олимпийского_движения__Статья.pdf
Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 141–314. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В. И. Столяров (Россия) Введение В нашей работе, которая помещена в предыдущем выпуске тематической серии [201], дан анализ методологических и общетеоретических аспектов проблемы взаимоотношения спорта и культуры. В данной работе, которая продолжает этот анализ, проблема взаимоотношения спорта и культуры рассматривается не в ее общем виде, а применительно к конкретным историческим условиям XX века. При этом ставится задача выяснить, соответствуют ли современный спорт и олимпийское движение гуманистическим идеалам, содействуют ли они и в какой мере реализации этих идеалов, насколько полно и эффективно в современном спорте реализуется его огромный гуманистический, культурный потенциал, какое место спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры  . Проблема гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых – философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи, брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. [см. список литературы в конце работы]. Указанная проблема служила предметом обсуждения на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д. Некоторые из  При обсуждении данных вопросов применительно к международному спорту использованы некоторые материалы, которые подготовил наш аспирант Гассем Аль Гази Ахмед.
Стр.1
них, в том числе международные – например, семинары в Варшаве «Гуманистические ценности спорта» [369], «Спорт и культура» [89], «Культурные ценности спорта» [397], международная конференция в Глазго «Спорт, культура, общество» [538], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония на тему «Спорт и гуманизм» [535], международный конгресс «Спорт и международное взаимопонимание» в Хельсинки [537] и др. – специально были посвящены данной проблеме. Особенно острые споры вызывает спорт высших достижений, или, как его еще называют «рекордный спорт», «элитный спорт». Именно с этим спортом связан целый букет негативных явлений, затрагивающих как отдельную личность, так и взаимоотношения людей, народов, стран, наций и т.д. Поэтому естественно желание ученых и общественных деятелей выяснить значение этой разновидности современного спорта, уточнить его основные социокультурные функции и влияние на человека и общество, понять социальный смысл спортивных рекордов и т.д. Эти вопросы в течение десятилетий находятся в центре внимания дискуссий, касающихся гуманистической ценности современного спорта. Практически ни один крупный научный конгресс, семинар, симпозиум, ни одна конференция, посвященные современному спорту, не обходят их стороной [см.: 29, 30, 88, 89, 97, 100, 102, 152, 167, 232, 237, 325, 369, 397, 453, 454, 469, 479, 532, 535-539, 541]. Как бы «точкой отсчета» во всех упомянутых дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена, в работах которого заданы гуманистические ориентиры для современного спорта и олимпийского движения, сформулированы стоящие перед ними важнейшие задачи, решение которых, как считал Кубертен, придаст им высокий культурный статус. Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен исходил из того, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. Кубертен ввел этот термин в 1912 г. «В олимпизме, – писал он, – словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [Цит. по: 114, с. 29]. Кубертен считал, что спорт и международные спортивные связи могут вдохнуть в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства», способствовать сохранению и укреплению  Кубертену принадлежит огромное множество статей, книг, докладов и т.д., общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30 книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам современного спорта и олимпийскеого движения [304, p. 25]. 2
Стр.2