Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: Учебник (320,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоИздательство «Максат»
Страниц264
ID543012
АннотацияЦель данного учебника – ввести читателя в мир социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, ее предмет, т.е. проблемы, которые она ставит и пытается решить, концептуальные подходы к их решению, место этой науки в системе социологических дисциплин и других наук, ее значение и историю развития. Учебник предназначен для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
ISBN978-9967-31-033-9
Столяров, В.И. Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: Учебник / В.И. Столяров .— Бишкек : Издательство «Максат», 2013 .— 264 с. — ISBN 978-9967-31-033-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/543012 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………. <...> Физкультурная двигательная деятельность ……………………………58 Проблема определения сущности и специфики физкультурной двигательной деятельности (с. <...> Структура и название социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности……………………………71 Структура социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. <...> ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. <...> Синхронический и диахронический анализ ………………………… 168 Понятие синхронического и диахронического анализа (с. <...> Предмет социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности ………………………………………………………… 185 Развернутая характеристика (с. <...> Место в структуре социологии ………………………………………… 197 Социология спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности как частная социологическая теория (с. <...> 254 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………255 5 ВВЕДЕНИЕ Главным предметом обсуждения в данном учебнике является социологическая наука, для обозначения которой авторы впервые используют термин «социология спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности» (обоснование его целесообразности будет дано ниже). <...> Она дает научно обоснованные знания о социальной сущности спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности, об отношении разных групп населения к этим социальным явлениям, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой <...>
Введение_в_социологию_спорта,_физической_культуры_и_физкультурной_двигательной_деятельности_Учебник.pdf
В.И. СТОЛЯРОВ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стр.1
В.И. СТОЛЯРОВ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник Рекомендован Министерством науки и образования Кыргызской республики для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений Издательство «Максат» Бишкек – 2013 1
Стр.2
УДК 796/799 ББК 75.1 М. 85 Столяров В.И. Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: учебник. – Бишкек: Издательство «Максат», 2013. – 256 с. ISBN 978-9967-31-033-9 Цель данного учебника – ввести читателя в мир социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, ее предмет, т.е. проблемы, которые она ставит и пытается решить, концептуальные подходы к их решению, место этой науки в системе социологических дисциплин и других наук, ее значение и историю развития. Учебник предназначен для учащихся средних специальных и высших физкультурноспортивных заведений Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта. Рецензенты: Т.К. Койчуев– академик НАН Кыргызской Республики, доктор экономических наук, профессор С.С. Новикова – доктор социологических наук, профессор. М 4201000000-13 ISBN 978-9967-31-033-9 УДК 796/799 ББК 75.1 © Столяров В.И., 2013 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...........7 I. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………………………………………………………………………... 8 1.1. Основные понятия социологии……………………………………………..8 Общество и общественные явления (с. 8). Поведение, социальная деятельность людей (с. 8). Мотивация социальных действий (с. 9). Субъективное отношение (с. 10). Реальное отношение (с. 13). Социальные связи и отношения (с.15). Социальный контроль (с. 15). Личность, ее социальный статус и социальная роль (с.15). Социализация (с. 17). Социальные общности (с. 18). Социальные группы и групповая динамика (с.18). Социальные слои и социальная стратификация (с. 19). Социальный институт и процесс институционализации (с. 20). Социальная организация (с. 21). Социальная система (с. 23). Социальные процессы (с. 23). Социологические законы (с. 25). Культура (с. 25). 1.2. Предмет социологии…………………………………………………………….30 Вопросы для повторения (самопроверки)……………………………………………….32 Рекомендуемая литература…………………………………………………………….....32 II. ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….............................................. 33 2.1. Актуальность проблемы……………………………………………………33 2.2. Спорт…………………………………………………………………...............36 Соревнование (с. 36). Спортивное соревнование (с. 38). Спорт и его разновидности (с. 40). Социальные движения, связанные со спортом (с. 41). 2.3. Физическая культура ………………………………………………………..42 Различные интерпретации понятия физической культуры (с. 42). Социокультурная модификация биологического тела человека (с. 45). Понятие физической культуры (с. 50). Структура физической культуры (с. 51). 2.4. Физкультурная двигательная деятельность ……………………………58 Проблема определения сущности и специфики физкультурной двигательной деятельности (с. 58). Понятие и формы физкультурной двигательной деятельности (с.62). 2.5. Структура и название социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности……………………………71 Структура социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 71). Проблема терминологии (73). Вопросы для повторения (самопроверки) ………………………………………. 75 Рекомендуемая литература …………………………………………………… 76 III. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Содержание дискуссий …………………………………………………… 77 3
Стр.4
Анализ публикаций исследователей СССР и России (с. 77). Анализ публикаций социологов других стран (с. 80). 3.2. Методология решения проблемы ………………………………………… 88 Методологические ошибки (с. 88). Методологические принципы решения проблемы (с. 89). Исходные положения (с. 91). 3.3 Основные направления и проблематика исследований в социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности… 92 3.3.1. Определение социального статуса изучаемого объекта ……………… 92 Обоснование социальной природы изучаемого объекта (с. 92). Характеристика изучаемого объекта как социального явления (с. 93). Иллюстрация – проблема социального статуса олимпийского движения (с. 97). 3.3.2. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей изучаемого объекта с другими элементами социальной системы ……………………………………………………125 Определение сходства и различия объектов (с. 125). Иллюстрация – проблема взаимоотношения спорта и искусства (с. 126). Изучение взаимосвязей изучаемого объекта с другими социальными явлениями (с. 137). Иллюстрация – проблема социального смысла и значения детского спорта (с. 139). Проблемы отношения социального субъекта к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности (с. 155). Проблемы влияния физкультурно-спортивной деятельности на социального субъекта (с. 161). Анализ места изучаемого объекта в социуме (с. 167). 3.3.3. Синхронический и диахронический анализ ………………………… 168 Понятие синхронического и диахронического анализа (с. 168). Правомерность синхронического и диахронического методов в социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 170). Анализ функционирования и развития изучаемого объекта (с. 172). Антиисторизм в понимании физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (с.176). 3.3.4. Эмпирический и теоретический уровни исследования ………………177 Понятие эмпирического и теоретического уровней научного исследования (с.177). Необходимость эмпирического и теоретического уровней анализа в социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 179). Иллюстрации (с. 180). Роль понятийного аппарата (с. 183). 3.4. Предмет социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности ………………………………………………………… 185 Развернутая характеристика (с. 186). Краткая характеристика (с. 187). Вопросы для повторения (самопроверки) ………………………………………. 188 Рекомендуемая литература …………………………………………………… 188 IV. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НАУК……………………………………………………………………………...18 9 4.1. Место в системе «спортивных наук» …………………………………….189 Процесс дифференциации в сфере научного познания спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 189). Процесс интеграции в сфере научного познания спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности 4
Стр.5
(с. 192). Проблемы взаимоотношения социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности с другими «спортивными науками» (с. 194). 4.2. Место в структуре социологии ………………………………………… 197 Социология спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности как частная социологическая теория (с. 198). Проблемы взаимоотношения с другими социологическими дисциплинами (с. 203). Вопросы для повторения (самопроверки) ……………………………………… 205 Рекомендуемая литература …………………………………………………….. 205 V. ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….20 6 5.1. Факторный анализ ………………………………………………................ 206 Повышение роли и значения физкультурно–спортивной деятельности в современном мире (с. 206). Противоречивый характер развития и социальных функций спорта и телесности человека (с. 211). Необходимость научно обоснованного управления социальными процессами в сфере физической культуры и спорта (с. 214). 5.2. Научно-познавательное и прикладное значение ……………………….215 Научно-познавательное значение (с. 215). Прикладное значение (с. 216). 5.3. Социальные функции ……………………………………………………223 Социальные функции социологических дисциплин (с. 223). Социальные функции социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 224). Вопросы для повторения (самопроверки) ……………………………………. 227 Рекомендуемая литература …………………………………………………… 227 VI. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ СПОРТА, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...22 8 6.1. Становление ………………………………………………………...............228 Исторические корни социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности (с. 228). Процесс выделения в самостоятельную научную дисциплину (с. 229). Роль Международного комитета социологии спорта (с. 243). 6.2. Основные направления развития и современное состояние ………… 246 Процессы развития научного познания «вширь и вглубь» (с. 247).). Оценка современного состояния (с. 253). Вопросы для повторения (самопроверки) …………………………………….. 254 Рекомендуемая литература ……………………………………………………. 254 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………255 5
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ Главным предметом обсуждения в данном учебнике является социологическая наука, для обозначения которой авторы впервые используют термин «социология спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности» (обоснование его целесообразности будет дано ниже). Эта относительно молодая социологическая дисциплина занимает важное место в системе социологии и других наук. Она дает научно обоснованные знания о социальной сущности спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности, об отношении разных групп населения к этим социальным явлениям, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями.. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно–спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т.д. Авторы не претендуют на систематическое и полное изложение социологии спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности. При написании учебника ставились две тесно связанные между собой задачи. Первая задача – помочь читателю, который впервые сталкивается с социологией спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности, войти в мир этой науки, познакомиться с ней. Такое первое знакомство предполагает получение ответов как минимум на следующие вопросы:  плина;  составляет специфический предмет ее изучения;  плин, чем она отличается от других наук, каким образом связана с ними;  рактеризуется современный этап ее развития;  чтo (какие объекты) изучает указанная социологическая дисцикакие проблемы она при этом ставит и пытается решить, т.е. что какое место эта наука занимает в системе социологических дисцикогда, как и почему возникла социология спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной активности, как она развивалась, чем хазачем нужна эта наука, какое теоретическое и практическое значение она имеет. Вторая задача – показать сложность и дискуссионный характер этих вопросов, наличие различных (и даже противоположных) подходов к ответу на них, а также дать читателю информацию о том, в каких отечественных и зарубежных публикациях он может более подробно познакомиться с этими различными мнениями, взглядами, концепциями. 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.