«СПАРТ» – инновационная российская программа возрождения гуманности, духовности, целостного развития личности // Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы: Сборник статей/Под общей редакцией д.ф.н., проф. <...> «СПАРТ» – ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ ГУМАННОСТИ, ДУХОВНОСТИ, ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В.И. <...> Столяров, президент Координационного комитета спартианского движения, д.ф.н. профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва Уважаемые друзья и коллеги! <...> В основе программы – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный автором в 1990 г. [9]. <...> Основной замысел проекта заключался в том, чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т.е. органическому синтезу спорта и искусства» [9, с. <...> На основе такого подхода можно сделать вывод о том, что искомая национальная идея должна быть ориентирована на построение общества, в основе которого лежат лучшие черты, издавна присущие россиянину. <...> Главная цель программы – возрождение гуманности, духовности, целостного развития личности, т.е. приобщение детей и молодежи к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем формирование и развитие у них лучших черт, присущих россиянину, – образованности, доброты, великодушия, милосердия в сочетании с физической силой, здоровьем, двигательной культурой, талантливостью в различных видах творческой деятельности. <...> Основные задачи: формирование и развитие ориентации детей и молодежи на самосовершенствование, самоактуализацию, гармоничное развитие, активное участие, проявление своих способностей в разнообразных <...>
«СПАРТ»_–_инновационная_российская_программа_возрождения_гуманности,_духовности,_целостного_развития_личности__Статья.pdf
Столяров В.И. «СПАРТ» – инновационная российская программа возрождения
гуманности, духовности, целостного развития личности // Спартианская
гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы:
Сборник статей/Под общей редакцией д.ф.н., проф. В.И. Столярова. – Саратов:
ООО Изд-во «Научная книга», 2012. – С. 5–22.
«СПАРТ» –
ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА
ВОЗРОЖДЕНИЯ ГУМАННОСТИ, ДУХОВНОСТИ,
ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В.И. Столяров,
президент Координационного комитета
спартианского движения, д.ф.н. профессор,
Российский государственный университет
физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
г. Москва
Уважаемые друзья и коллеги!
На 1-м Спартианском конгрессе, участниками которого мы являемся,
планируется обсудить содержание спартианской гуманистической программы,
обменяться опытом ее реализации и поделиться соображениями о перспективах
данной программы.
Предваряя обсуждение всех этих вопросов, я хотел бы разъяснить основные
положения спартианской программы.
В основе программы – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный
автором в 1990 г. [9]. Основной замысел проекта заключался в том,
чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению
разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению
спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию
форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое
осмысление спорта средствами искусства, т.е. органическому синтезу спорта и
искусства» [9, с. 13].
Придуманное автором название проекта «СПАРТ» («SpArt»), связано не
с древнегреческой Спартой, а производно от английских слов: "Spirituality" –
духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.
Главная цель спартианской программы
Глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество
уже на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические
идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах
жизни людей. Все более ясно осознается, что если человечество хочет выжить,
оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть
общечеловеческие гуманистические ценности.
1
Стр.1
Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих
людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти ценности. Однако
крепнет убеждение в том, что любое современное общество должно с максимальной
последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических
идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень
динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния
и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их
отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и
нравственно.
Однако в процессе перехода России к новому типу экономических отношений
гуманистические ценностные ориентиры во многом лишились своей
привлекательности. На первый план вышли другие: жажда обогащения, культ
денег и успех любой ценой – даже за счет здоровья, нарушения нравственных
норм и принципов. В результате этого значительную часть детей и молодежи
охватил чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям
[см.: 5, 7, 23].
В последние десятилетия активно ведутся поиски национальной идеи, основанной
на таких ценностях, которые могли бы содействовать развитию и
процветанию нашей страны. Предложено много вариантов этой идеи. Должно
быть очевидно, что она не может быть оторвана от тех традиций и ценностей,
которые испокон веков свойственны российскому народу. На основе такого
подхода можно сделать вывод о том, что искомая национальная идея должна
быть ориентирована на построение общества, в основе которого лежат лучшие
черты, издавна присущие россиянину.
Современной России в новых социокультурных условиях для достижения
поставленных целей и преодоления трудностей, конечно, нужны огромные материальные
ресурсы и решение экономических проблем. И все же в первую
очередь необходимы здоровые, активные, творчески одаренные, разносторонне
развитые люди, выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности
в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.
Значит, приоритетной является задача формирования в обществе новой
системы ценностей – таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые
мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не
любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального
и физического совершенствования.
Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными
методами навязывать детям и молодежи какие-то идеалы, культурные образцы,
эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают
привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения,
имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличия желания
предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на
основе самореализации, самосовершенствования.
2
Стр.2