О НЕОБХОДИМОСТИ преподавания в вузах НОВОГО СПЕЦКУРСА «БИОТЕХНОЛОГИЯ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД» Обучение принципиально нового специалиста – биолога-биотехнолога очистки сточных вод давно назревшая проблема. <...> Острая нехватка специалистов, способных своевременно анализировать и корректировать процесс биоочистки приводит к тому, что повсеместно наблюдаются его серьезные хронические нарушения. <...> Однако ни один ВУЗ страны таких специалистов не готовит. <...> Предлагаются пути решения этой проблемы и программа теоретических и практических занятий по спецкурсу «Биотехнология очистки сточных вод». <...> Недостатки современного преподавания биологической очистки сточных вод оказательно в этом плане становление как специалиста в области биологической очистки сточных вод автора статьи. <...> С первых дней работы на станции аэрации выяснилось, что процесс биоочистки контролируется по качеству воды на входе в биологические очистные сооружения и на выходе из них, а также по нескольким параметрам работы аэротенка; сам процесс остается «черным ящиком». <...> О нарушениях процесса биоочистки судили по снижению качества очищенной воды и лишь затем начинали выявлять причины нарушений. <...> И в том, и в другом случае внутри биологической системы происходят патологические изменения, которые, благодаря гомеостатическому механизму, не сразу сказываются на качестве воды (состоянии здоровья). <...> Для оценки самого процесса биоочистки, кроме установки датчиков, характеризующих все то же качество воды, ничего не предпринималось. <...> Гидробиологический метод контроля, известный как метод сапробности или биоиндикация, которым пользовались в контроле активного ила, также был направлен на контроль качества очищенной воды. <...> Хотя попытки связать изменение гидробиологической картины активного ила и изменение технологии предпринимались, успеха это не принесло, так как гидробиологи были далеки от технологии, а технологи – от гидробиологии <...>