Странствие великой мечты Геннадий Гусев В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. <...> Читайте начало в №№ 4, 6–23 за 2013 г., 1–24 за 2014 г., 1 за 2015 г. Драгоценные камни В ряду деятелей западной культуры последних десятилетий «несоциалистического» XIX века особое место принадлежит английскому художнику и поэту, архитектору и теоретику эстетики, социальному мыслителю и писателю УИЛЬЯМУ МОРРИСУ (1834–1896 гг.) <...> . Для нас он интересен и важен как автор первой «неутопической утопии» и вместе с тем последней собственно утопии. <...> Он был одновременно социалистом и поэтом, утопистом и социальным борцом. <...> «Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия» — главное сочинение Морриса — принципиально отличается от всех предшествующих и современных ему утопий тем, что оно пронизано чувством уверенности в победе коммунизма. <...> Не какие-то правдоподобные частности привлекают в романе Морриса (многие из них, кстати, весьма условны и спорны), но глубокое понимание закономерного хода раскрепощения человечества. <...> Это живая, полная света, красок, искренности и даже прелестной наивности картина жизни духовно, нравственно и физически здорового общества, абсолютно свободного от какого бы то ни было принуждения. <...> Как просверки молний, чудятся нам в новой Англии Морриса то Телемское братство («Делай, что хочешь»), то вольные нивы вольных крестьян из «Завещания» Мелье. <...> Только теперь частицы старых утопий по-новому и органично вплетены в социальное целое, имя Общероссийский молодёжный журнал которому — коммунизм, построенный свободным трудом свободных людей, потомков и наследников пролетариата XIX века. <...> В высшей степени интересно, что в утопии Морриса главное внимание сосредоточено не на технике будущего (а это было модой почти всех тогдашних утопий!), а на воссоздании социального климата и природной <...>