Уважаемые любители авиации!
Приложение к журналу
«МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
С.Д. Комиссаров
Я Данный выпуск познакомит вас с советским лёгким самолётом
вок-12. Эта машина, выпускавшаяся в больших количествах в 1950-х гг.
2010 г. мы завершим публикацией об окраске и обозначениях
дни.
цузском тяжёлом бомбардировщике Фарман «Голиаф».
Список сокращений
ААСК — авиаспортивный клуб;
ГТК — авиатехнический клуб;
Самолёт
Як-12
Гос НИИ ГА — Государственный научно-исследовательский институт
гражданской авиации;
НИИ ВВС — Государственный Краснознамённый
научно-испытательный институт ВВС;
ГГУ ГВФ — Главное управление Гражданского воздушного флота;
МАПУСМП — Главное управление Северного морского пути;
ММГА — Министерство гражданской авиации;
оаГАК — Московский городской аэроклуб;
О то — отдельный авиатранспортный отряд;
ПКБ — опытное конструкторское бюро;
СВД — приёмник воздушного давления;
СЛА — самодельный летательный аппарат;
УПУ — самолётное переговорное устройство;
ЦАЦ — учебный авиационный центр;
11•2010 г.
— Министерство авиационной промышленности;
толёте Як-24, английском бомбардировщике «Канберра» и франсамолётов
японской морской авиации в 1920 — 1945 гг.
верВ 2011 г. вас ожидают номера о транспортном самолёте Ан-124,
многих вариантах, успешно эксплуатировалась в ВВС и гражнашиданской
авиации. Последние Як-12 можно увидеть в воздухе и в
ГККАТ — Государственный комитет по авиационной технике;
Гос НИИ ГВФ — Государственный научно-исследовательский институт
Гражданского воздушного флота;
ЦАГИ — Центральный аэрогидравлический институт;
ЦАК — Центральный аэроклуб;
ЦОЛТШ — Центральная объединённая лётно-техническая школа.
Литература
КБ по СПК — Центральное конструкторское бюро по судам
на подводных крыльях;
Жур нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве Рос сий ской
Фе де ра ции по де лам пе ча ти, те ле ра ди о ве ща ния и средств
мас со вых ком му ни ка ций.
Рег. сви де тель ст во ПИ № 7713435
Издаётся с июля 2003 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ — ЗАО «Редакция журнала
«Моделистконструктор»
Главный редактор А.С.РАГУЗИН
Ответственный редактор В.Р.КОТЕЛЬНИКОВ
Ведущий редактор Л.А.СТОРЧЕВАЯ
Компьютерная верстка: С.В.СОТНИКОВ
Корректор Н.Н.САМОЙЛОВА
Обложка:
1-я стр. — фото Н. Якубовича; 3-я стр. — фото С. Комиссарова;
2-я и 4-я стр. — рис. А. Юргенсона
127015, Москва, А15, Новодмитровская ул., д.5а,
«Моделистконструктор».
7873552, 7873554
www.modelistkonstruktor.ru
Подп. к печ. 8.10.2010. Формат 60х90 ⅛. Бумага офсетная №1.
Печать офсетная. Усл. печ.л.4. Усл. кр.отт. 10,5. Уч.изд. л. 6.
Заказ № 1397. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в филиале ГУП МО «КТ» «Воскресенская типография»,
Адрес: Московская обл., г.Воскресенск, ул. Вокзальная, д.30
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Авторы материалов несут ответственность за точность
приведённых фактов, а также за использование сведений,
не подлежащих публикации в открытой печати.
Ответственность перед заинтересованными сторонами за соблюдение их
авторских прав несут авторы материалов.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, запрещена.
© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2010
1. Горбенко К.С., Макаров Ю.В. Самолёты строим сами, М., ДОСААФ,
2 1989.
3. Опытное конструкторское бюро имени А.С.Яковлева, М., 2002.
4. С. Самолёт Як-12, М., Оборонгиз, 1950.
амолёт Як-12Р, М., Оборонгиз, 1958.
65. Самолёт Як-12М, М., Оборонгиз, 1959.
. Шавров Б.Б. История конструкций самолётов в СССР, т.2, М.,
7 1994.
8. Яковлев А.С. Цель жизни, М., Наука, 1966.
05.
9. G. Gordon Y., Komissarov D. Chinese aircraft, Manchester, 2008.
20ordon Y., Komissarov D., Komissarov S. ОКБ Yakovlev, Manchester,
онструктор», Letectvi a Kosmonautika, Skrzydlata Polska
ийской Федерации.
10. Morgala A. Polskie samoloty wojskowe, Warszawa, 1981.
кЖурналы: «Гражданская авиация», «Крылья Родины», «МоделистсИспользованы
материалы ОКБ им. А.С.Яковлева, Российского государственного
архива экономики и Государственного архива РосАвтор
выражает благодарность за помощь Ю.В. Засыпкину,
Е.Н. Гордону и С.М. Ганину
м В целях избежания разночтений с цитируемыми документа(
и, вместо термина «масса» в тексте употребляется «вес»
тв кг), а мощность приводится не в кВт, а в л.с., что соответствует
нерминологии того времени. Соотношение этих величин с современВниманию
читателей!
ыми следующее: 1 кг = 9,8 н; 1 л.с. = 0,736 кВт
В следующем номере — монография
яп «Окраска и обозначения самолётов
онской морской авиации 1920 — 1945»
1
АВИАКОЛЛЕКЦИЯ
Стр.3