Аполлон Григорьев
Стихотворения Н. Некрасова
Аполлон Григорьев. Сочинения в двух томах. Том второй. Статьи. Письма
М., "Художественная литература", 1990
OCR Бычков М. Н.
I
Отчего это так у нас теперь устроилось, что ни об одном важном и знаменательном литературном
явлении нельзя в настоящую минуту начать говорить, не попутавшись наперед в наших печальных
литературных дрязгах? Вот первый вопрос, которым задается непременно всякий искренний критик, если
он действительно искренен. И ведь, право, чем явление важнее и знаменательнее, тем неизбежнее
является эта горькая необходимость. Хотелось бы прямо о деле говорить, определить по крайнему,
честному разумению место и значение известного литературного факта в ряду других фактов, оценить его
безотносительное достоинство,-- так нет: прежде распутай паутину, которая соткалась вокруг факта, и для
того, чтобы распутать эту паутину, во-первых, прежде всего подыми литературную историю факта, то
есть расскажи, как факт принимался нашею так называемою критикою,-- которая, право, после
Белинского утратила уже свой первый шаг перед литературою; рассмотри, почему он так или иначе
принимался, и, во-вторых, подними непременно общие вопросы, как будто все, что толковано о них
великим критиком, погибло совершенно бесследно. В пример того и другого неудобства позвольте
привести вам несколько доказательств.
Возьмете ли вы явления крупные: ну хоть, например, "Минина" Островского (хорош он или нет -не
об этом покамест речь), "Мертвый дом"1 Ф. Достоевского (надеюсь, что редакция журнала дозволит
мне причислить это явление к числу крупных), "Стихотворения Н. Некрасова"; возьмете ли вы явления
тоже значительные, хотя менее яркие, как произведения графа Л. Толстого, начавши говорить о которых я
так запутался сразу в литературные дрязги, что до сих пор еще высказал о самом предмете рассуждения,
то есть о деятельности Л. Толстого, только сжатые общие положения;2 возьмете ли вы, наконец, явления
чисто художественные, исключительные, каковы стихотворения любого из наших лирических поэтов,-везде
одна и та же печальная история.
Ну как, например, начать речь хоть о "Минине", не поднявши, с одной стороны, вопроса о том,
почему такое глухое молчание господствует в нашей критике об этой драме? Недовольна критика -прекрасно;
что ж из этого? Белинский не молчал бы, если б он был недоволен, как не молчал тогда, когда
был недоволен поэмой Пушкина "Анджело"3. Почему специалисты дела, то есть глубокие знатоки
истории эпохи междуцарствия, не сказали до сих пор своего слова и почему неспециалисты могли
разразиться только весьма краткою, но вместе с тем весьма замечательною ерундою?4 С другой стороны,
как вы начнете говорить о "Минине", не предпославши статье несколько тертых и перетертых, вам самим
давно надоевших теоретических рассуждений -- не говорю уж о сущности исторической драмы,-- нет, о
сущности драмы вообще? Мы ведь всё, решительно всё перезабыли, что по части искусства вообще ни
говорили нам Белинский и немногие верные его ученики5. Наше развитие -- действительно Сатурн,
пожирающий чад своих, как выразился раз в своей неблагопристойной статье приятель мой, "ненужный
человек"6. Ведь вон же неспециалисты дела исторического, поторопившись с своей ерундою, поставили в
упрек драме то, что она кончается в Нижнем, где драма действительно и кончается, и не переходит в
Москву7, где начинается уже эпопея, где великая личность сливается, несмотря на все свое величие, с
победным торжеством громадного земского дела...
Вот вам один факт из крупных, а насчет "мелких" -- печальной необходимости "попутаться" в
дрязгах и перетрясти старые вопросы, кажется, и разъяснять нечего. Начните, например, говорить о
стихотворениях Фета (я беру это имя как наиболее оскорбленное и оскорбляемое нашей критикой...8): тут,
во-первых, надобно кучу сору разворачивать, а во-вторых, о поэзии вообще говорить, о ее правах на
всесторонность, о широте ее захвата и т. п., -- говорить, одним словом, о вещах, которые критику надоели
до смерти, да которые и всем надоели, хотя в то же самое время всеми положительно позабыты.
Довольно с вас этих двух примеров. Я не упомянул даже о последнем романе Тургенева, по
поводу толков о котором пришлось порядочным людям защищать великое и любимое имя от сближения с
именем г. Кочки-Сохрана9 и по поводу которого чуть ли не придется ратовать даже (credite, posteri!!!
Стр.1