Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Ломоносововедение: сборник программ (220,00 руб.)

0   0
АвторыБуторина Татьяна Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц116
ID531372
АннотацияПредставлены программы по ломоносововедению. Включены приложения, содержащие биографию М.В. Ломоносова, памятные даты, вспомогательный материал для преподавателей
Кому рекомендованоДля преподавателей, обучающих учеников начальных классов общеобразовательных школ и гимназий, старших классов, профессионально- технических училищ, колледжей, лицеев, студентов высших учебных заведений
ISBN978-5-261-00753-1
Ломоносововедение: сборник программ / Т.С. Буторина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 116 с. — ISBN 978-5-261-00753-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/531372 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ Сборник программ Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1 УДК 001 ББК 723 Л74 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета Составитель: Т.С. Буторина Редакционная коллегия: Т.С. Буторина (отв. редактор), С.Ю. Мосягина Рецензенты: доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета Балтийского федерального университета им. <...> Сюбарева; доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента ИЭ и ФБ САФУ им. <...> Школьное Ломоносововедение (для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, гимназий) . <...> Программа спецкурса «Музейно-образовательные уроки России: в традициях Ломоносовских идей» (для учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий) . <...> Программа элективного курса «Наследники Ломоносова» (проектно-исследовательская деятельность старшеклассников в рамках темы «М.В. Ломоносов») . <...> Программа спецкурса «Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова» (для студентов высших учебных заведений) . <...> Программа элективного курса «Охраняемые природные территории на родине М.В. Ломоносова и Северо-Востоке Европы» (для студентов высших учебных заведений) . <...> 115 3 K От редколегии В истории отечественной и мировой науки Михаил Васильевич Ломоносов занял особое место. <...> Работы в области: физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук. <...> Открытия Ломоносова как ученого-энциклопедиста обогатили многие отрасли науки. <...> Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие <...>
Ломоносововедение_сборник_программ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Ломоносововедение_сборник_программ.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ Сборник программ Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1
Стр.1
УДК 001 ББК 723 Л74 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета Составитель: Т.С. Буторина Редакционная коллегия: Т.С. Буторина (отв. редактор), С.Ю. Мосягина Рецензенты: доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права юридического факультета Балтийского федерального университета им. И. Канта И.Ф. Сюбарева; доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента ИЭ и ФБ САФУ им. М.В. Ломоносова Е.В. Ширшов Ломоносововедение: сборник программ / сост. и отв. ред. Т.С. БуЛ74 торина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 116 с. ISBN 975-5-261-00753-1 Представлены программы по ломоносововедению. Включены приложения, содержащие биографию М.В. Ломоносова, памятные даты, вспомогательный материал для преподавателей. Для преподавателей, обучающих учеников начальных классов общеобразовательных школ и гимназий, старших классов, профессиональнотехнических училищ, колледжей, лицеев, студентов высших учебных заведений. УДК 001 ББК 723 ISBN 975-5-261-00753-1 © Буторина Т.С., составление, 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 2
Стр.2
K Содержание От редколлегии .................................................................................... 4 Буторина Т.С. Урок М.В. Ломоносова (методические рекомендации) .............................................................................................................. 6 Николаева Э.И., Полякова И.Ф., Яговкина О.В., Большакова Л.В. Школьное Ломоносововедение (для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, гимназий) ................................................. 12 Кожевникова Л.Н. Программа по Ломоносововедению «Великий сын земли Поморской» (для учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий) .......................................................... 19 Буторина Т.С., Мосягина С.Ю. Программа спецкурса «Ломоносововедение» (для учащихся старших классов) .................................... 40 Макиевская Л.П. Программа спецкурса «Музейно-образовательные уроки России: в традициях Ломоносовских идей» (для учащихся старших классов общеобразовательных школ, гимназий) ............... 46 Зайцева Т.В. Программа элективного курса «Наследники Ломоносова» (проектно-исследовательская деятельность старшеклассников в рамках темы «М.В. Ломоносов») .............................................. 51 Пушкина И.М. Программа спецкурса «Ломоносововедение» (для учащихся профессионально-технических училищ, колледжей, лицеев) ............................................................................................................. 63 Есюков А.И., Жиляева Е.И. Введение в Ломоносововедение (для студентов высших учебных заведений) .................................................. 68 Буторина Т.С. Программа спецкурса «Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова» (для студентов высших учебных заведений) ................................................................................................... 86 Ермолин Б.В. Программа элективного курса «Охраняемые природные территории на родине М.В. Ломоносова и Северо-Востоке Европы» (для студентов высших учебных заведений) ......................... 97 Приложения .......................................................................................... 102 Сведения об авторах ............................................................................ 115 3
Стр.3
K От редколегии В истории отечественной и мировой науки Михаил Васильевич Ломоносов занял особое место. Он был одним из образованейших русских людей XVIII века. Его научные интересы чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области: физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук. Он организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в подготовке географических, геологических, морских экспедиций с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Открытия Ломоносова как ученого-энциклопедиста обогатили многие отрасли науки. В «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов» (1764 г.), ученый написал о своих девяти открытиях: 1) объяснение причин теплоты и холода; 2) механическое объяснение причин упругости воздуха; 3) создание физико-химических начал теории растворов; 4) создание предпосылок к объяснению явлений, происходящих в недрах Земли; 5) объяснение наступления внезапных холодов и происхождения северного сияния вертикальными перемещениями массатмосферного воздуха; 6) открытие явления «совмещения частиц»; 7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли; 8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре имеют громадное значение в метеорологических вопросах»; 9) изобретена очень чувствительная «машина», которая сможет экспериментально подтвердить теорию Ломоносова о непостоянстве на Земле силы тяжести. Ломоносов заложил основы физической химии, которая была официально признана через 150 лет. Выдвинул учение о цвете. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал 4
Стр.4
строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых, минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по геологии, металлургии, экономике, педагогике, русской истории. Критик норманской теории. Основоположник силлабо-тонического стихосложения, крупнейший русский поэт XVIII века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов, известной научной грамматики русского языка. Владел тридцатью одним языком. Возродил искусство мозаики, производство смальты, автор выдающихся мозаичных картин. Естествено-научные исследования М.В. Ломоносова, идеи народной педагогики оказали влияние на понимание им сущности воспитания. Следуя традициям, руководствуясь принципом природосообразности, он обратился к решению проблемы факторов развития человека. Член Академии «трех знатнейших художеств», почетный член Шведской, Болонской академий наук. Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время. К 300-летию со дня рождения великого ученого, нашего земляка НОЦ «Ломоносовский институт» и кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения САФУ под руководством директора НОЦ, заведующего кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения САФУ профессора Т.С. Буториной подготовлены к печати методические материалы по курсу: «Ломоносововедение». В данный сборник вошли методические рекомендации по проведению «Урока М.В. Ломоносова» в общеобразовательных школах России и программы для всех категорий учащихся от начальной школы до университета: «Музейно-образовательные уроки России: в традициях Ломоносовских идей», «Ломоносововедение», «Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова», «Школьное ломоносововедение: начальные классы», «Охраняемые природные территории на родине М.В. Ломоносова и северо-востоке Европы», «Введение в Ломоносововедение». В подготовке данных программ принимали участие преподаватели САФУ, школьные учителя, музейные работники (Т.С. Буторина, А.В. Борчук, С.Ю. Мосягина, И.М. Пушкина, А.И. Есюков, Е.И. Жиляева, Б.В. Ермолин, Э.И. Николаева, И.Ф. Полякова, О.В. Яговкина, Л.В. Большакова, Л.П. Макиевская и др.). 5
Стр.5
K Т.С. Буторина УРОК М.В. ЛОМОНОСОВА (методические рекомендации) В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711– 15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин). Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию Ломоносовских уроков. В центре внимания участников урока могут стать передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции. Тематика предлагаемого «Урока М.В. Ломоносова» может иметь как естественнонаучную, так и гуманитарную направленность: «Михаил Васильевич Ломоносов – флагман российской науки», «М.В. Ломоносов – создатель российской риторики, русской грамматики, истории России», «Через учение счастлив будет…», «Науки юношей питают…», «Быть может собственных Платонов…», «Обо мне дети Отечества пожалеют…» и др. В рамках подготовки «Урока М.В. Ломоносова» возможна организация выставок книг в школьной библиотеке; мозаичных работ (из бумаги); конкурса чтецов (стихи М.В. Ломоносова и о М.В. Ло© Буторина Т.С., 2013 6
Стр.6