Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495892)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Лермонтов и его направление.

0   0
Первый авторГригорьев Аполлон Александрович
Страниц33
ID5295
АннотацияСтатьи первая и вторая.
Кому рекомендованоКритика
Григорьев, А.А. Лермонтов и его направление. : Статья / А.А. Григорьев .— 1862 .— 33 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛЕРМОНТОВЪ И ЕГО НАПРАВЛЕНIЕ КРАЙНIЯ ГРАНИ РАЗВИТIЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАГО ВЗГЛЯДА {*} СТАТЬЯ ПЕРВАЯ "Время", N 10, 1862 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/Octobr/lernapr.htm ____ {* Начиная снова прерванный мною на время рядъ статей о "развитiи идеи народности въ нашей литератур&#1123; со смерти Пушкина и до настоящей минуты" я считаю необходимымъ напомнить нумера "Времени" за 1861 годъ: II, III, IV и V, въ которыхъ пом&#1123;щены статьи: 1) Вступленiе. <...> 2) Западничество въ русской литератур&#1123;, причины происхожденiя его и силы. <...> Глава о Лермонтов&#1123; составляетъ непосредственное продолженiе начатаго мною изсл&#1123;дованiя. <...> То была великая художественная сила, которая шла такъ-сказать на помощь къ отрицательному взгляду, узаконивала его неясныя предчувствiя, раскрывала ему новые обширные горизонты. <...> Ни опозицiя застоя, ни самъ отрицательный взглядъ незнали еще тогда, да конечно и не могли знать, что эти обширные горизонты, въ сущности только миражъ, что за ними, за этими туманными картинами, поворотъ къ почв&#1123;, поворотъ къ народности, что въ самомъ Лермонтов&#1123; готовился по справедливой догадк&#1123; Гоголя одинъ изъ великихъ живописцевъ нашего быта. <...> Инстинктивно-пророческое предвиденiе великихъ поэтовъ -- фактъ несомн&#1123;нный, хотя вовсе не мистическiй, а объясняемый стихiйными началами ихъ природы, ея самостоятельными данными, которые, даже и подчиняясь могущественнымъ в&#1123;янiямъ эпохъ, упорно, хотя сначала и смутно заявляютъ свою самостоятельность. <...> Н&#1123;тъ! я не Байронъ -- я другой Еще нев&#1123;домый избранникъ, Какъ онъ же чуждый мiру странникъ, Но только съ русскою душой, говоритъ о себ&#1123; самъ Лермонтовъ въ одномъ изъ своихъ такъ-сказать кабинетныхъ, домашнихъ стихотворенiй, -- и лучшую характеристику едвали можетъ придумать критика. <...> Поэтъ хочетъ заявить свою самостоятельность -- но между т&#1123;мъ, фактъ отъ котораго онъ ее отстаиваетъ, т. е. Байронъ и его влiянiе, явнымъ образомъ <...>
Лермонтов_и_его_направление..pdf
ЛЕРМОНТОВЪ И ЕГО НАПРАВЛЕНIЕ КРАЙНIЯ ГРАНИ РАЗВИТIЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАГО ВЗГЛЯДА {*} СТАТЬЯ ПЕРВАЯ "Время", N 10, 1862 Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/Octobr/lernapr.htm ____ {* Начиная снова прерванный мною на время рядъ статей о "развитiи идеи народности въ нашей литературѣ со смерти Пушкина и до настоящей минуты" я считаю необходимымъ напомнить нумера "Времени" за 1861 годъ: II, III, IV и V, въ которыхъ помѣщены статьи: 1) Вступленiе. Народность и литература. 2) Западничество въ русской литературѣ, причины происхожденiя его и силы. 3) Бѣлинскiй и отрицательно-централизацiонный взглядъ. 4) Опозицiя застоя, нѣкоторыя черты изъ исторiи мракобѣсiя. Глава о Лермонтовѣ составляетъ непосредственное продолженiе начатаго мною изслѣдованiя.} ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ДѢЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕРМОНТОВА I ВВЕДЕНIЕ Опозицiя застоя не даромъ накинулась съ ожесточенiемъ на Лермонтова при самомъ первомъ его появленiи на литературную арену. То была великая художественная сила, которая шла такъ-сказать на помощь къ отрицательному взгляду, узаконивала его неясныя предчувствiя, раскрывала ему новые обширные горизонты. Ни опозицiя застоя, ни самъ отрицательный взглядъ незнали еще тогда, да конечно и не могли знать, что эти обширные горизонты, въ сущности только миражъ, что за ними, за этими туманными картинами, поворотъ къ почвѣ, поворотъ къ народности, что въ самомъ Лермонтовѣ готовился по справедливой догадкѣ Гоголя одинъ изъ великихъ живописцевъ нашего быта. Инстинктивно-пророческое предвиденiе великихъ поэтовъ -- фактъ несомнѣнный, хотя вовсе не мистическiй, а объясняемый стихiйными началами ихъ природы, ея самостоятельными данными, которые, даже и подчиняясь могущественнымъ вѣянiямъ эпохъ, упорно, хотя сначала и смутно заявляютъ свою самостоятельность. Нѣтъ! я не Байронъ -- я другой Еще невѣдомый избранникъ, Какъ онъ же чуждый мiру странникъ, Но только съ русскою душой, говоритъ о себѣ самъ Лермонтовъ въ одномъ изъ своихъ такъ-сказать кабинетныхъ, домашнихъ стихотворенiй, -- и лучшую характеристику едвали можетъ придумать критика. Благодаря послѣднему, довольно полному и толковому изданiю всего того, что оставилъ намъ въ наслѣдство этотъ великiй во всякомъ случаѣ, хотя невысказавшiйся даже въ половину духъ, характеристика эта ясна до очевидности. Въ ней, въ этой характеристикѣ, двѣ стороны. Поэтъ хочетъ заявить свою самостоятельность -- но между тѣмъ, фактъ отъ котораго онъ ее отстаиваетъ, т. е. Байронъ и его влiянiе, явнымъ образомъ его еще безпокоитъ. Съ этимъ громаднымъ фактомъ онъ еще мучительно, болѣзненно борется.
Стр.1