353/5 Создание эффективной транспортной системы в арктической зоне России: проблемы и перспективы Кобылкин Дмитрий Николаевич, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Лёвин Борис Алексеевич, д-р техн. наук, проф., ректор Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ)) Шепитько Таисия Васильевна, д-р техн. наук, проф., директор Института пути, строительства и сооружений МГУПС (МИИТ) E-mail: shepitko-tv@mail.ru В работе обосновывается необходимость объединения усилий федеральных структур и ведущего транспортного университета России – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ) – для реализации государственных программ России по развитию арктической зоны. <...> Ключевые слова: арктическая зона России, подготовка конкурентоспособных специалистов, объединение возможностей образования, науки, инженерных решений и бизнеса. <...> В соответствии с государственной политикой Российской Федерации в Арктике [1] одним из главных стратегических приоритетов в сфере науки, технологий и образования является модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы. <...> Ее составными частями являются Северный морской путь с тяготеющими к нему Северным широтным ходом по маршруту Салехард – Надым – Коротчаево – Игарка – Норильск – Дудинка, меридиональными железнодорожными и речными маршрутами в качестве национальной высокоширотной морской транспортной коммуникации России в Арктике, интегрированной в систему международных транспортных коридоров (рис. <...> Дальнейшее освоение и эффективное использование ресурсов Арктики, включая полуостров Ямал, отвечающее требованиям устойчивого комплексного развития региона, требует усиления научнообразовательного обеспечения этого процесса от подготовки научных и инженерно-технических кадров <...>