Сагитова, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований (Институт истории им. <...> Марджани Академии наук Республики Татарстан) СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МУСУЛЬМАН И ПОТЕНЦИАЛ СВЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ ТАТАРСТАНА Вопрос социальной интеграции мусульман в российском обществе актуализируется в связи с рядом аспектов, имеющих внешние и внутренние стимулы. <...> Первая ось напряжения выстраивается между государством и мусульманами: несмотря на то что религия отделена от государства, оно вынуждено вмешиваться в религиозную сферу, поскольку существует угроза исламского радикализма. <...> Свою лепту вносят и СМИ: регулярные новостные репортажи о проявлениях исламского экстремизма во всем мире формируют тренд исламофобии, который, с одной стороны, закрепляет в массовом сознании людей стойкий страх к мусульманам и исламу, а с другой – приводит к самоизоляции мусульман. <...> Стремление обустроить свою жизнь согласно религиозным канонам стимулирует развитие мусульманской инфраструктуры со своей сферой услуг и институций. <...> Наряду с этим исламские образовательные учреждения обеспечивают относительную самодостаточность мусульманскому сообществу. <...> Определенную роль играет и размытость ценностных стандартов и религиозных практик, что обусловлено сравнительно небольшим периодом постсоветской реисламизации, утратой местной исламской традиции и привнесением новых стандартов зарубежными 39 религиозными наставниками. <...> Представленные выше проблемы осознаются как вызовы объективного глобального характера, на которые должно реагировать государство, общество и сама община российских мусульман. <...> В отечественном общественно-политическом дискурсе стала активнее звучать тема обеспечения религиозной безопасности общества, что получило отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. <...> Стремление найти ответы на новые вызовы времени <...>