2012, №1 УДК 070.13:654.197 (470) МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ В АНАЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧАХ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ © 2012 М.В. Выжлаков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 13 марта 2012 года Аннотация: Статья посвящена проявлениям манипуляции сознанием в аналитических передачах (общественно-политических ток-шоу) на российском телевидении. <...> Исследование проводилось на основе анализа выпусков передач, выходивших в период 2008-2011 гг. <...> В статье автор выявляет основные черты манипуляции, анализирует роль медиа в целом и телевидения в частности во влиянии на массовую аудиторию, производит классификацию манипулятивных приемов и подкрепляет ее примерами из рассмотренных передач. <...> Ключевые слова: манипуляция сознанием, методы манипуляции, российское телевидение, аналитические передачи, НТВ, Первый канал, Пятый канал, Россия-1, ТВЦ. <...> Но, так или иначе, в большинстве определений можно выделить общие элементы, которые выражают сущность манипуляции: • это воздействие на психику, духовную сферу человека; • воздействие происходит скрыто от объекта; • отношение к объекту манипуляции – человеку – как к средству; • цель манипуляции – заставить объект исполнять нужные манипулятору действия. <...> Трудно сказать, была ли манипулятивная составляющая присуща СМИ изначально. <...> Но на сегодняшний день очевидно – она есть, – настолько удобны СМИ как инструмент манипуляции. <...> Пальмер, считают, что массовая «информация ориентирована прежде всего на «культурные и социальные ценности господствующих классов», на то, чтобы «помогать им управлять» массами» [11, 155]. <...> © М.В. Выжлаков, 2012 Особое внимание стоит обратить на постмодернистскую критику СМИ. <...> Бодрияр считает, что «характерной чертой масс-медиа является то, что они предстают в качестве антипроводника, что они нетранзитивны, что они антикоммуникативны… они вовсе не обладают психологической и моральной ответственностью» [2]. <...> На этом фоне неудивительно название одной из его <...>