Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2009

ОНИРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЬЕСЕ М.А. БУЛГАКОВА «ЗОЙКИНА КВАРТИРА» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКазьмина
Страниц3
ID523047
АннотацияСтатья посвящена особенностям организации художественного пространства в пьесе М.А. Булгакова «Зойкина квартира». Пространство разграничивается на внешнее и внутреннее, и в связи с этим вводится понятие онирического пространства как сюжетообразующего в данном произведении. Существование персонажей в неестественных, непривычных условиях, при которых стираются границы между сном и явью, «переход» в «другой» мир под воздействием алкоголя и наркотиков, и как следствие эскейпический уход от реальной действительности в мир иллюзий, мечтаний – всё это является онирическим пространством пьесы. В статье рассматриваются важные пространственные понятия: «открытость – замкнутость», «расширение – сужение», «наличие – отсутствие» деформации, «своё – чужое», «внешнее – внутреннее»
УДК882(09)
Казьмина, О.А. ОНИРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЬЕСЕ М.А. БУЛГАКОВА «ЗОЙКИНА КВАРТИРА» / О.А. Казьмина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2009 .— №1 .— С. 53-55 .— URL: https://rucont.ru/efd/523047 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БУЛГАКОВА «ЗОЙКИНА КВАРТИРА» © 2009 О.А. Казьмина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 6 октября Аннотация: Статья посвящена особенностям организации художественного пространства в пьесе М.А. Булгакова «Зойкина квартира». <...> Пространство разграничивается на внешнее и внутреннее, и в связи с этим вводится понятие онирического пространства как сюжетообразующего в данном произведении. <...> Существование персонажей в неестественных, непривычных условиях, при которых стираются границы между сном и явью, «переход» в «другой» мир под воздействием алкоголя и наркотиков, и как следствие эскейпический уход от реальной действительности в мир иллюзий, мечтаний – всё это является онирическим пространством пьесы. <...> В статье рассматриваются важные пространственные понятия: «открытость – замкнутость», «расширение – сужение», «наличие – отсутствие» деформации, «своё – чужое», «внешнее – внутреннее». <...> Пьеса «Зойкина квартира» (1926 г.) не определена Булгаковым как сновидческая (Ср. <...> : «Бег» имеет подзаголовок «Восемь снов» [1, 216], «Блаженство» – «Сон инженера Рейна» [1, 381], однако её характерологической и сюжетообразующей функцией является онирическое начало. <...> Oneiros – сновидение) понимается собственно феномен физического сна, сновидения и другие проявления подсознания: галлюцинация, бред, гипноз. <...> Также онирическим можно считать, во-первых, состояние, наступающее под воздействием алкоголя и наркотиков (любых химических психотропных и галлюци© Казьмина О.А., 2009 54 ногенных препаратов), искажающих реальную действительность и превращающих её в мираж, иллюзию. <...> Во-вторых, таковым является «искривление» окружающей реальности и, как следствие, существование персонажей в нетипичных и неестественных условиях, при которых стираются границы между сном и явью, и, в-третьих, жизнь и смерть, если рассматривать эти категории как метафору сна. <...> : Метафора «жизнь есть сон» и фразеологизм «уснуть вечным сном <...>