2009, №1 ФИЛОЛОГИЯ УДК 811.161.1’373.43 НОВЫЕ СЛОВА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ © 2009 Е.О. Атланова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 марта Аннотация: В статье рассматривается проблема восприятия и освоения новых слов в языковом сознании носителей русского языка. <...> Для выявления корпуса лексики, которую можно отнести к разряду новой, были проведены два экземплификационных эксперимента. <...> Был использован лонгитюдный метод (2005, 2008 гг.), позволяющий проследить изменения в лексике за последние три года, которые выразились в разном наборе лексических единиц, представляющих каждую тематическую группу. <...> Также была предпринята попытка классификации новых слов по принципу освоенности/неосвоенности их носителями языка. <...> Ключевые слова: языковое сознание, экземпликационный эксперимент, принцип освоенности/ неосвоенности слов носителями языка. <...> To reveal the vocabulary frame that could be referred as new one, two exemplification experiments were carried out. <...> It was also attempted to classify new words according to the principle of adaptation/non-adaptation them by the informants. <...> Key words: linguistic conscience, exemplification experiment, principle of word adaptation/non-adaptation by the informants. <...> Предметом нашего исследования является понятие «новое слово» в языковом сознании рядовых носителей русского языка. <...> Мы понимаем под языковым сознанием (ЯС) «совокупность психических механизмов порождения, понимания речи и хранении языка в сознании, то есть психические механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека» [1, 64]. <...> При исследовании ЯС могут быть использованы различные виды экспериментальных методик: метод субъективной дефиниции слова, свободный ассоциативный эксперимент, подбор оппозитов или симиляров, интерпретирующий эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент, а также экземплификационный эксперимент. <...> © Атланова Е.О., 2009 Экземплификационный эксперимент – эксперимент, позволяющий составить конкретное представление о понятии, результатом которого является выделения набора лексем <...>