БУНИНА 1910-х ГОДОВ © 2007 Т.И. Скрипникова Воронежский государственный университет Ключевыми онтологическими понятиями прозы И. А. Бунина являются понятия “бытие” и “быт”, которые, несмотря на их сущностное различие, глубинно и кровно связаны между собой. <...> Для нас важно разграничение понятий “бытия земного” и “бытия небесного”: “бытие небесное” как подлинное бытие есть вполне определенный идеал, в свете которого жизнь человеческая как “бытие земное” всегда неподлинна. <...> Отсюда и возникает “вечно русская потребность праздника”, как писал И. А. Бунин, необходимая для преодоления тягот быта. <...> Жизнь крестьян в рассказах И. А. Бунина, что особенно наглядно в ранних произведениях писателя, бытийна уже по определению, так как крестьянин, “осуществляя свое бытие” земное – волей Божьей данное “бытование”, непосредственно имеет дело с основами бытия в изначальном библейском смысле слова – землей, природой, добыванием в поте лица своего “хлеба насущного”. <...> Отсюда столь характерное для ранней прозы Бунина соотношение жизни крестьянина, его быта с календарной жизнью природы и с православным календарем. <...> Именно крестьянин не должен тяготиться бытом, буднями, так как и быт крестьянина, в житейском смысле тождественный жизни, укоренен в бытии. <...> 96 В ранних произведениях писатель не делает четкого акцента на понятии “будни”, там повседневность, бытовое гармонически сосуществует с сакральным, не порождая конфликта между бытовым и бытийным. <...> Человеческая жизнь кажется значительной и отождествляется с жизнью природы для Капитона Иваныча (“На хуторе”), проезжих мужиков из голодающих деревень (“На чужой стороне”), переселенцев (“На край света”), смиренного Мелитона в одноименном рассказе, странника (“Птицы небесные”), несмотря на трагичность их судеб живущих в гармонии с миром, а поэтому существующих уже на бытийном уровне. <...> Произведения 1907–1916 гг., написанные Буниным в период его творческой зрелости <...>