2007, ¹ 1 В ЛАБИРИНТАХ “ПЕТЕРБУРГСКОЙ” ПОЭМЫ АХМАТОВОЙ © 2007 Л.Г. Кихней, Н.В. Шмидт Институт международного права и экономики им. <...> А.С. Грибоедова (г. Москва) “Поэма без героя” Анны Ахматовой – одно из самых сложных, загадочных поэтических творений ХХ века. <...> Совершенно очевидно, что такая множественность истолкований не могла образоваться без специальной авторской установки, связанной с построением этого беспрецедентного произведения. <...> Подобно фольклорному тексту, ахматовская поэма существует в разных списках, редакциях, вариантах, каждый из которых претендует на завершенность и окончательность. <...> Это в свою очередь ставит перед текстологами и историками литературы ряд сложнейших текстологических и герменевтических проблем. <...> Инновационный и в то же время продуктивный подход к их решению предложен доктором филологических наук Светланой Алексеевной Коваленко в книге “Петербургские сны Анны Ахматовой”. <...> В “Петербургских снах Анны Ахматовой” соединяются глубокие текстологические изыскания с драматическим сюжетом жизни и творчества великого поэта. <...> Причем перипетии этого сюжета, развернутые тонко и увлекательно, выступают, согласно С. А. Коваленко, жизненной подоплекой разных редакций Поэмы. <...> Так, С. А. Коваленко прежде всего ставит перед собой вполне конкретную научную задачу: реконструировать одну из последних – а стало быть, незавершенных – версий Поэмы. <...> Ориентируясь на методологию Д. С. Лихачева и категорию “художественной целостности”, С. А. Коваленко критерием новой текстовой “редакции” (в отличие от “списка”) считает относительно новую архитектонику текста, которая возникает в результате сдвига, “отразившего определенный период в истории России и биографии поэта [1, 20]. <...> В этом смысле знаменательно, что внутренняя история Поэмы (ее генезис) сопровождается во вступительной статье внешней историей текста – историей его публикаций. <...> Здесь исследователь со скрупулезной текстологической <...>