2005, ¹ 2 ФОЛЬКЛОРНЫЙ ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ1 © 2005 Т.С. Соколова Белгородский государственный университет Тенденция к глобализации в области экономики, социального обустройства государственных сообществ, духовный диссонанс конца XX в. – начала XXI в. отражается в языках больших и малых народов. <...> В наши дни опытом бережного собирательства языковых фактов, уникальных в ореоле своего позитива, предстает “Словарь богатств русского языка” [1] В. К. Харченко, доктора филологических наук, профессора Белгородского государственного университета. <...> Таковым предстает и фольклорный язык, который информативно емок в своей активной памяти о духовной и материальной культуре русского народа. <...> Через язык русского фольклора “прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим” [2, 79]. <...> 1 Многоаспектное изучение языка русского фольклора осуществляется в рамках лингвофольклористики, представляющей собой комплексное научное направление. <...> В современных этнокультурных лингвистических изысканиях язык русского фольклора как специальный объект остается не до конца раскрытым в аспекте отражения категориальных, ментально-понятийных универсалий. <...> Системное рассмотрение фольклорной концептосферы как источника этнокультурной информации позволит по-новому взглянуть на общие проблемы лингвофольклористики, языка фольклорной поэтики и в какой-то степени в целом на науку о человеке. <...> Основой нашей проблемы в данной работе в общих чертах является положение, что язык произведений русского фольклора следует расценивать как источник антропо- и этнокультурной информации, специфически объективированной вербальным кодом в жанровых версиях базовых концептов, посредством которых модулируется фольклорная языковая картина мира. <...> Ценную лингвистическую идею этого высказывания позволим себе дополнить уточнением, что фольклорный язык своим текстовым содержанием <...>