Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

Социальная педагогика (220,00 руб.)

0   0
АвторыШаин Ефим Григорьевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц81
ID338196
АннотацияУчебное пособие «Социальная педагогика» адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки 540600 – Педагогика (профили подготовки 540607 – Начальное образование, 540609 – Практическая психология в образовании, 540611 – Физическая культура детей дошкольного возраста), 540400 – Социально-экономическое образование (профиль подготовки 540403 – Юриспруденция).
Социальная педагогика / Е.Г. Шаин .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2013 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/338196 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ББК 74.66я73 Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого, 2013 Пояснительная записка Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. <...> Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. <...> Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология и др. <...> Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию. <...> Социальная педагогика – одна из общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров педагогики по профилям 540607 Начальное образование, 540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура детей дошкольного возраста, 540403 Юриспруденция. <...> Её задача – дать студентам научную картину социально-педагогической действительности. <...> 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Социальная педагогика» Количество часов по видам занятий № п/п Название темы 1 Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет 2 Социализация как социально-педагогическое явление 3 Факторы и тенденции социализации 3.1 Микрофакторы социализации 4 Теория социального воспитания 4.1 Основные понятия теории социального воспитания 5 Создание условий для развития и духовноценностной ориентации человека в воспитательных организациях 5.1 Локальная воспитательная система 6 Социальный педагог и социальные службы в работе с человеком <...>
Социальная_педагогика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социальная_педагогика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2013
Стр.1
ББК 74.66я73 С69 Рецензент – доктор педагогических наук, профессор В. А. Фокин (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Социальная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост. Е. Г. Шаин.– С69 Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. – 80 с. Учебное пособие «Социальная педагогика» адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки 540600 – Педагогика (профили подготовки 540607 – Начальное образование, 540609 – Практическая психология в образовании, 540611 – Физическая культура детей дошкольного возраста), 540400 – Социально-экономическое образование (профиль подготовки 540403 – Юриспруденция). ББК 74.66я73 Рекомендовано к изданию кафедрой социально-педагогических наук, социологии и политологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого 26 июня 2012 г., протокол № 1. © Автор-составитель Е. Г. Шаин, 2013 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013
Стр.2
Пояснительная записка Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология и др. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию. Социальная педагогика – одна из общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров педагогики по профилям 540607 Начальное образование, 540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура детей дошкольного возраста, 540403 Юриспруденция. Её задача – дать студентам научную картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение ряда целей в процессе преподавания социальной педагогики: дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности; развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания. Региональный компонент дисциплины представлен на основе материалов исследований учёных Тульской области. Предполагается междисциплинарная связь курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами профильной подготовки. Половина времени, предусмотренного на изучение дисциплины, отводится на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с социально-педагогической литературой, соответствующими источниками в Интернете, нормативно-правовой базой социально-педагогической деятельности. Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр. По итогам её изучения проводится зачёт. 3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Социальная педагогика» Количество часов по видам занятий № п/п Название темы 1 Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет 2 Социализация как социально-педагогическое явление 3 Факторы и тенденции социализации 3.1 Микрофакторы социализации 4 Теория социального воспитания 4.1 Основные понятия теории социального воспитания 5 Создание условий для развития и духовноценностной ориентации человека в воспитательных организациях 5.1 Локальная воспитательная система 6 Социальный педагог и социальные службы в работе с человеком 7 Социально-педагогическая виктимология 7.1 Социальные отклонения как издержки социализации Итого: 16 2 2 4 16 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 8 6 2 4 4 2 2 4 2 2 4 40 4 лекции лаборат. занятия семин. занятия самост. раб.
Стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ I. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. План: 1. Истоки социальной педагогики как отрасли знания, её становление и современное состояние. 2. Социальная педагогика – определение, объект, предмет, функции. 3. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания. 4. Социальная педагогика и другие отрасли педагогического знания. 5. Социальная педагогика как учебный предмет. Рекомендуемая литература: Бауэр, Е. А. Социальная работа и социальная педагогика в эпоху глобализации / Е. А. Бауэр, В. П. Борисенков // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 103-108. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. – М., 1994. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие / И. А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. –М.: Юрайт, 2011. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. – М.: Академический Проект, 2003. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. – М.: ВЛАДОС, 2004. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2008. Всемирно-исторический процесс детерминирует развитие научного знания в диалектическом единстве противоположностей: углубляющейся дифференциации и интеграции. Появление новых наук объясняется как дроблением объектов и предметов классических научных отраслей по мере накопления новых научных фактов и выведенных на их основе новых закономерностей, так и в результате вычленения новых непознанных сфер материаль5
Стр.5
ной и идеальной действительности. Оба этих процесса закономерно приводят, с одной стороны, к дифференциации научного знания, с другой стороны, к его интеграции. Социальная педагогика – сравнительно новая область научного знания, имеющая, тем не менее, исторически отдалённые научные и практические предпосылки своего возникновения и развития. Относительно современный метатермин «социальная деятельность» исторически существовал в терминах «нищелюбие», «благотворительность», «меценатство», «попечение о бедных», «вспомоществование» и в настоящее время вбирает в себя весь спектр социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты, социального обеспечения, социальной работы и социального воспитания, осуществляемых всеми секторами общества: властными структурами, местным самоуправлением, коммерческими и неправительственными организациями, а также частными лицами. Педагогический компонент в социальной деятельности на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий, то смутно, то отчетливо просматривается в совокупных усилиях общества и государства, направленных, прежде всего, на снижение социальной напряженности в классово и социально неоднородном общественном устройстве и на «смягчение нравов», преимущественно в непривилегированных социальных слоях и группах, исторически являясь как средством социально-политического регулирования общественной жизни, так и средством социального воспитания. Социальная педагогика как наука прошла сложный путь развития от осознания учёными необходимости исследования социальных аспектов обучения и воспитания детей до педагогики социальной работы как части теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В современной России осуществляется деятельность по формированию социальной педагогики как научной дисциплины, выявляются различные направления научных исследований, формируются опыт социальнопедагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования по профилю. Выделилось некоторое количество научных концепций, существенно отличающихся как по исходным методологическим основаниям, так и по сформулированным стратегическим целям, предмету науки, сфере применения (прикладной аспект) и т.п. Своеобразие современного этапа заключается в параллельном развитии науки, практики и образовательного комплекса в области социальной педагогики в России, то есть система профессионального образования не имеет, по существу, теоретического базиса, сформированного со значительным опере6
Стр.6
жением, и опирается не на массовый, а преимущественно на инновационный опыт практической деятельности (Л. Е. Никитина). В педагогической науке в основном или частично разработаны: базовые положения социальной педагогики как научной дисциплины и отрасли практической деятельности, теория воспитательной работы, проблема взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественности в совместной воспитательной работе с детьми, воспитания детей по месту жительства, некоторые проблемы управления образовательными учреждениями как открытыми социально-педагогическими системами, теоретические основы социальной работы с семьёй, проблемы социальной дезадаптации детей и путей её преодоления, подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы, проведены исследования исторических предпосылок социальной работы в России и основных направлений современного зарубежного опыта социальнопедагогической деятельности. Социально-педагогические идеи и подходы формировались в России в деятельности И. И. Бецкого, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Г. В. Гасилова, Н. К. Крупской, В. Н. Шульгина, М. В. Крупениной, В. А. Сухомлинского и др. Издано значительное количество монографий, материалов научных и практических конференций, сборников статей, публикаций из опыта, которые дают интересный и репрезентативный материал о развитии социальной педагогики в современной России. Имеется богатая источниковедческая база для анализа исторических предпосылок, методологических и теоретических проблем развития социальной педагогики как науки и области практической деятельности. В современных социально-экономических условиях в России сформировалась и осознаётся обществом, государством, специалистами потребность в социально-педагогическом знании и эффективной социальнопедагогической деятельности, разработке социально-педагогической парадигмы общественного развития, в практической реализации созданной на её основе моделей и технологий, адекватных семейным, национальным, региональным и общероссийским социокультурным условиям. Для этого необходимо системное знание об исторических предпосылках, современном состоянии и перспективах развития социальной педагогики как научной дисциплины, области педагогически специализированной социальной деятельности и образовательного комплекса. Социальная педагогика как развитая отрасль научного педагогического знания может служить фундаментальной и прикладной основой развития современной системы социальных институтов, что означает осуществление 7
Стр.7
всей социальной деятельности на основе принципов формирования педагогически инструментованных отношений в социуме, использования форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию благоприятной среды обитания в социуме. Это позволит более успешно решать задачи социализации подрастающих поколений и уменьшить социальные потери в виде различных социальных отклонений, моральной деградации и духовного оскудения. Вместе с тем понятие «социальная педагогика» до сих пор не имеет однозначного толкования в педагогическом знании. В современной отечественной научной литературе предлагаются различные определения этого понятия, подчас противоречащие друг другу (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. А. Галагузова, В. И. Загвязинский, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. Е. Никитина, О. А. Селиванова, В. Д. Семёнов, Г. Н. Филонов и др.). Определенное влияние оказывает и зарубежная научная литература, представляющая свою палитру социально-педагогического знания, неоднородные понятийные аппараты. Для многих российских исследователей отправным является подход В. Г. Бочаровой, рассматривающей социальную педагогику как науку, интегрирующую знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе инициативной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. При этом в качестве объекта социальной педагогики рассматривается педагогика отношений в социуме, целостная система социальных отношений, а её предмета – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды, его многоплановой социальной жизнедеятельности, на всю совокупность социальных отношений. По мнению Л. В. Мардахаева, социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующую явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, направленной на обеспечение социального становления и формирования личности человека, в соответствии с потребностями его самореализации с учётом возраста и индивидуальных возможностей. А. В. Мудрик предложил в качестве исходного следующее определение: социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное вос8
Стр.8
питание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие, воинская часть и др.). Социальное воспитание как социальный институт – объект социальной педагогики. Такое понимание данной науки позволяет считать её предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека. Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация. Развитие – это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Можно считать, что развитие – общий процесс становления человека; социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. А. В. Мудрик рассматривает социальное воспитание как взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации: организации социального опыта человека, его образования и индивидуальной помощи ему. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретикопознавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации. 9
Стр.9
В прошлом столетии педагогика в целом объективно стала отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знания о человеке и обществе, как психология (в частности, возрастная и социальная), этнология, социология и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Выстраивая своё содержание на антропологической основе, социальная педагогика выступает важным регулятором отношений в системе «личностьобщество». Как междисциплинарная отрасль науки и практики социальная педагогика во всех сферах своей деятельности использует достижения различных наук: философии, социологии, психологии, медицины, культурологии, экономики, этики, этнографии, права, конфликтологии и др. Опираясь на методологию и знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал применительно к своему предмету исследования. Данный подход имеет место и во взаимодействии социальной педагогики с другими отраслями педагогического знания. Так, разрабатывая круг своих проблем, она широко опирается на историю педагогики, историю воспитания, сравнительную педагогику, дидаскологию. Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной отраслями научно-педагогического знания. Она также тесно связана с теми его отраслями, сферой применения которых являются разнообразные воспитательные организации. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др. Междисциплинарный характер социальной педагогики как науки отнюдь не отрицает ни её собственного объектно-предметного содержания, ни принадлежности к педагогике как к общей системе педагогического научного знания. Социальная педагогика использует знание, выработанное в различных гуманитарных науках, для решения своих задач – создания эффективных педагогических разноуровневых систем, способных обеспечить потребности общества, семьи, личности в передаче накопившихся и выработке новых 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.