2005, ¹ 1 “БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ”: В ПОИСКАХ СОВЕРШЕНСТВА © 2005 Г.И. Щербакова Тольяттинский государственный университет Формирование структуры журнала как типа издания шло непросто: от хаотичного набора материалов русские журналы не сразу перешли к рубрикации, постоянной последовательности и устойчивому объему каждого из отделов. <...> В этом смысле “Библиотека для чтения” довела до эталонного совершенства все профессиональные открытия в сфере искусства “журнального редижирования”, как это называлось тогда, учтя опыт как русской журналистики, так и внимательно изучив опыт европейских журналов. <...> Большинство журналов той поры начинались отделом словесности, так как именно литература стала универсальным средством и способом разговора о жизни и обществе. <...> Только “Телескоп” начинал номер, как правило, научной статьей философского или исторического содержания. <...> “Отечественные записки”, под редакцией Краевского, тоже вначале пытались отойти от традиции ставить беллетристику “на открытие” и первое время в начале журнала расположили отдел “Современная хроника России”, но затем, вероятно, не без влияния Белинского, перенесли его вглубь журнала, выдвинув вперед ту же самую беллетристику. <...> В журнале Сенковского беллетристика занимала первые позиции, номер открывался отделом русской словесности, затем располагался отдел иностранной словесности. <...> Такой порядок отражал преимущественный интерес небольшой по численности российской читательской аудитории к литературе, которая, однако, воспринималась как развлечение, как досуг, но отнюдь не как серьезная внутренняя работа. <...> Однако, несмотря на почетное первое место, словесность не играла ведущей роли в общем содержании журнала Сенковского. <...> Эта публикация играла серьезную роль в последующих издательских планах Пушкина, она не просто отражала один из эпизодов творческого процесса поэта, но и готовила общественное мнение к знакомству с трудом <...>