2005, ¹ 1 РИТУАЛ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАПУБЛИЦИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО ВОСТОКА © 2005 А.И. Гончаров Воронежский государственный университет Занимаясь проблемами истории религиозной публицистики, определяя ее древние источники, мы невольно обратили внимание на то, что подавляющее большинство исследователей в данной области отдает предпочтение классической античности, эллинизму и Средневековью. <...> Классический Восток, по образному выражению русского философа и публициста XIX века К. Н. Леонтьева, остается как бы Grand Muet [1,17-18]. <...> … В эллинистическую эпоху были преодолены тесные рамки полиса и созданы относительно жизнеспособные гос-ва, элементы к-рых были восприняты римлянами и позднее привели к созданию нового феодального порядка” [3, 653-654]”. <...> Мы считаем, что эллинистическая эпоха, эллинистический эон, если угодно, не закончилась с падением египетского государства, Рим уже сам подвергся достаточной эллинизации. <...> Понятие же античности включает в себя классическую античность плюс эллинизм. <...> Финалом же эллинистической культуры следует признать 529 год – год закрытия императором Юстинианом Новой Платоновской Академии. <...> Термин “Классический Восток” мы принимаем в формулировке Г. Масперо [6, 10]. <...> В географическом ракурсе Классический Восток – это территория, ограниченная на северо-западе Черным морем, проливом Босфор; на севере – Кавказом и Каспием; на северо-востоке условная граница совпадает с северными пределами Персидской державы и государств-наследников ее (район современного Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана); юг ограничивается Индийским океаном: его заливами и морями, а для Древнего Египта – южная граница – это, примерно, область современной суданской столицы – города Хартум; на западе ареал ограничен Ливийской пустыней и Средиземным морем, на востоке же рекой Инд. <...> На то были свои причины: трудности с расшифровкой текстов, априорное мнение о примитивности древневосточной литературы (в сравнении <...>