“МОМЕНТ ИСТИНЫ” (К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ “РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО” ИНТЕРВЬЮ) © 2005 Н.В. Бергер Волгоградский государственный университет Журналистское расследование как творческий метод в своей технологической стадии синтезирует все традиционные способы сбора информации, принятые в журналистике: наблюдение, интервью и анализ документов. <...> На практике все способы получения данных тесно переплетены, однако, если мы хотим уловить специфику журналистского расследования как творческого метода, необходимо понять, в чем заключены особенности его составляющих. <...> Именно спецификой применения отдельных “элементарных” (не в смысле их простоты, а по их месту в системе) методов в ходе расследования во многом определяется уникальность расследовательской журналистики в целом. <...> Отсчет надо начинать, несомненно, с книги Т. В. Шумилиной “Не могли бы вы рассказать…” (М., 1976), где впервые в отечественной науке о СМИ предпринимается попытка систематизировать данные практики (обобщить опыт ведущих журналистов) на основе научных классификаций, взятых, главным образом, из социологии. <...> К сожалению, этот материал не был должным образом обработан, и вместо типологии в книге Шумилиной просто приводятся 130 описания различных конкретных случаев в виде прямых цитат из интервью” [1, 153], – пишет о книге Т. В. Шумилиной социолог С. А. Белановский. <...> Вполне вероятно, что с точки зрения социологов, работа исследователя журналистского интервью была и незавершенной, но для нас это был первый шаг в серьезном разговоре о методах профессиональной работы журналистов. <...> Книги о журналистском интервью вновь стали появляться только в последнее время: “Технология интервью” М. М. Лукиной (М., 2003), “Интервью в журналистском творчестве” С. Н. Ильченко (СПб., 2003). <...> Интервью как метод получения сведений в концепции М. М. Лукиной представлен следующими разновидностями: информационное, оперативное (по сути это то же информационное, скорее, есть смысл <...>