ПРАСОЛОВА) © 2005 И.С. Чернышева Воронежский государственный университет Эстетическое своеобразие поэзии А. <...> Прасолова определило ощущение диалектической основы мироздания, единства и борьбы противоположностей. <...> Почти идиллическая картина предстает перед нами и в пейзажной зарисовке “На реке”: “И всадник, жаром истомленный, // По стремя ярко освещен // Там, где разлился фон зеленый, // И черен там, где белый фон”. <...> И даже жизнь человека имеет полюсы, окрашенные контрастно: “Как монах заходит // С черной бородою, // А другой выходит // С белой головою”. <...> Поэт с болью замечает “победу” темной силы: “Раковина черной пастью // Поглотила музыку и свет”. <...> Словно пытаясь восстановить равновесие, он в другом стихотворении утверждает: “Все равно он не темный, а белый, //Зимний стан неподвижных берез”. <...> Или вдруг эта небогатая палитра оттенит страдание лирического героя, высветит его обособленность: “Ляжет к ногам твоим черный мой снег…”. <...> Прасолов, вглядываясь в окружающее его пространство и определяясь во времени, обозначает границы, которые образуют сферу его познания: день и ночь, земля и небо. <...> Поэт наблюдает чередование дня и ночи, порожденных, по мнению древних греков, Мраком (Эребом). <...> Интересно, что понимание этих природных явлений как временных полюсов встречается у А. <...> Прасолова в единичных случаях: “Ждет днем и ночью человек”, “День и ночь трудиться”, “Рабочий начат день… И дотемна шуршит песок”, “Во мраке ночи, в свете ль дня”, “Ты скажи, сколько дней и ночей// Ожиданью учила меня”… Но и такое восприятие имеет одну особенность: день и ночь не противопоставляются, а уравниваются. <...> Если вспомнить одноименное стихотворение Ф. И. Тютчева, то там первая часть “представляет собой картину тютчевского, “мировоззренческого”, “философского” космоса, данную как бы с точки зрения “дня”… “Ночь” оказывается гораздо более активной и действенной силой по сравнению с “днем”, легко подавляя созидательную <...>