2005, ¹ 1 МЕТАФОРА В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДИСКУРСА © 2005 Л.В. Калашникова Орловский государственный аграрный университет В последнее время ведутся широкие исследования наивной языковой картины мира, то есть обобщенных представлений об устройстве окружающей действительности, содержащихся в сознании людей и отраженных в каждом языке. <...> В частности, весьма интересными оказываются заложенные в языке наивные представления о внутреннем мире человека. <...> Как пишет Ю. Д. Апресян, они “отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении многих тысячелетий и способны служить надежным проводником в этот мир” [1, 351]. <...> В восприятии репрезентирована реальность, и это восприятие в большей или меньшей степени соответствует действительности. <...> Индивид подходит к ситуации восприятия не как tabula rasa, а с определенными ожиданиями, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом, поэтому восприятие – не просто репрезентация, но построение “модели мира”. <...> Модель мира представляет собой определенным образом организованные знания о мире, свойственные когнитивной модели [2, 146]. <...> С одной стороны, в модель мира входят общие знания о мире, которые можно считать “объективными”. <...> С другой стороны, в модели мира присутствуют и знания другого типа, условно называемые “субъективными”. <...> Это ценности и их иерархии, семантические конструкты типа “норма”, “каузирование” и другие когнитивные структуры, обобщающие опыт индивида и социума [5]. <...> Эти когнитивные структуры, или когнитивные категории, существуют на так называемом базовом уровне категоризации. <...> Понятие базового уровня категоризации в иерархии категорий относится к промежуточному между самым высоким (суперординатным) и нижним (субординатным) [12]. <...> В концептах этого уровня обычно соединяются перцептуальные и функциональные характеристики объектов. <...> Это объясняется тем, что “категоризация связана с членением внешнего и внутреннего <...>