КОНИ © 2005 Е.А. Мустафина Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) В 30-е годы XIX в., когда перед российским обществом остро встал вопрос о путях исторического развития, американская тема естественно привлекла к себе внимание русской читающей публики. <...> В 1833 г. в журнале “Телескоп” была опубликована повесть Ф. А. Кони “Белый, смуглый и черный” [1, 218-233], которая продолжила заложенную русскими сентименталистами традицию иносказательного обращения к проблеме крепостного рабства в России через американские реалии. <...> Автор использовал и такой характерный прием, как защитный подзаголовок “Повесть полупереводная”. <...> Даже если буквально согласиться с определением “полупереводная”, то ясно, что значительная часть повести принадлежит самому Ф. А. Кони. <...> Федор Алексеевич Кони известен как создатель водевилей, редактор театральных журналов и автор значительного числа стихотворений. <...> Повесть “Белый, смуглый и черный” является одним из его первых произведений. <...> Это попытка найти свою тему и свой стиль в литературе. <...> Забытая повесть Ф. А. Кони (она никогда не перепечатывалась, не попала в библиографию писателя, не указана даже в основательном биографическом словаре “Русские писатели”) [2, 56-57] интересна постановкой проблемы взаимоотношений между людьми угнетенными и людьми, обладающими правом угнетать. <...> Следуя традициям русских сентименталистов, автор перенес действие повести на американский континент. <...> Параллели между нравами американских рабовладельцев и русских помещиков были в то время еще свежи в памяти российских читателей. <...> Театральность и романтическая натура молодого писателя заметна с первых же строк повести: “Ужасные нравы! бесчеловечные нравы! <...> . Три восклицательных предложения подряд с выразительными эпитетами в параллельных конструкциях сразу должны настроить душу читателя на высокую трагедию. <...> Эта же мысль усиливается контрастом между прекрасной природой и положением <...>