2005, ¹ 1 ЧЕХОВ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ СИМВОЛИСТЫ © 2005 Ю.А. Лысякова Воронежский государственный университет А. <...> Белый в год смерти А. П. Чехова выступил на страницах журнала “Весы” с почти немыслимым с точки зрения литературоведения заявлением: Чехов – подлинный символист, поскольку в своем творчестве дает новый образ действительности и ведет к постижению тайн жизни. <...> Метерлинк, вошедший в историю литературы как создатель символистской драмы. <...> Однако оценка Чехова не звучит парадоксальной в рамках теории символизма Белого и демонстрирует его отношение к художественному творчеству и символизму: эти понятия в его понимании неделимы. <...> Белый не ставил в центр внимания символизм как определенное идейно-художественное направление, сформировавшееся во второй половине XIX века и наделенное совокупностью ему одному присущих стилевых и семантических признаков. <...> Белого символизм прежде всего связывался с жизнетворчеством, и тот художник был более достоин звания символиста, чье творчество больше отвечало поставленной им задаче жизнетворчества. <...> “Открытие” Чехова у Белого состоялось в юности, одновременно со знакомством с английскими прерафаэлитами, французскими символистами, драматургией Метерлинка. <...> В ту пору у юного Бори Бугаева появляется под впечатлениями от чтения “Упанишад” и трудов Шопенгауэра настроение “мировой угрюмости”, созвучие которому он обнаруживает не только в сборниках символистов, но и в чеховской “Чайке”. <...> На формирование Белого-символиста оказывали не меньшее влияние и отечественные классики – Гоголь и Достоевский. <...> Позже это сказалось на его теоретической платформе: в его представлении истинный символизм тождественен истинному реализму. <...> Чехов одинаково близок поклонникам и реализма, и символизма; его символизм совершеннее символизма Метерлинка, относящегося к числу художников, которые “отвернулись от окружающего, близкого” и “облекли новые переживания в образы <...>