2005, ¹ 1 НАРОДНАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ЛИРИКИ НИКОЛАЯ КЛЮЕВА © 2005 Т.В. Мануковская Воронежский государственный университет Не бойтесь убивающих тело, Души же не могущих убить! <...> Его творчество связано с фольклором и бытом северорусской деревни. <...> В произведениях Клюева воскресают древние былины и легенды, величественные сказы и трогающие душу своей искренностью народные напевы. <...> Вот характеристика Николая Клюева, затравленного в двадцатые годы и убитого в конце тридцатых именно за связь с истоками народной культуры: “Клюев — пришелец с величавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоится в эллинской важности и простоте. <...> Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Баратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя” [9, 265]. <...> К сожалению, существуют и другие мнения литераторов по поводу народной основы лирики Клюева. <...> Данной статьей на примере военной лирики Клюева попытаемся создать правдивое мнение по этому вопросу. <...> Это и послужило основанием для некоторых критиков утверждать, что многие стихи Клюева – это просто “обработка материала народного, подлинной народной песни, что чересчур чувствуется под стихами” [5, 2]. <...> Но народные певцы создавали свои песни в духе уже сложившихся народных традиций, чем и объясняются в фольклоре одинаковость поэтических приемов – постоянные эпитеты и параллелизмы, приемы ступенчатого сужения образов и тавтологических повторов. <...> Индивидуальность творца не была еще четко обозначена, поэтому народный певец творил в духе существовавших фольклорных традиций, как создал бы любой другой автор. <...> Поэзия же 24 Клюева слишком индивидуальна и оригинальна, что проявляется во всем: и в авторских образах, и в олонецкой диалектной лексике, и в патриархально-религиозном мироощущении поэта. <...> 2005, ¹ 1 НАРОДНАЯ ОСНОВА ВОЕННОЙ ЛИРИКИ НИКОЛАЯ КЛЮЕВА тов и метафор. <...> Стихотворение “Под плакучей ракитой” (1908) уже характеризует поэзию Клюева как “народную <...>