Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия  / №1 2010

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБеляев
Страниц14
ID522474
Аннотацияв статье общие вопросы структуры научного познания рассматриваются сквозь призму критического исследования проблемы соотношения предмета и объекта науки. Автор предлагает отказаться от релятивистского подхода к предмету как знаковой копии объекта, полагая данную точку зрения несовместимой с исходными принципами гносеологии. В качестве альтернативы предлагается онтологическая концепция предмета науки как реально существующей системы отношений, в которой единичному объекту соответствует определенная функция. Общефилософские соображения подкрепляются примерами из логики юридического познания
УДК165.12
Беляев, М.А. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ / М.А. Беляев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2010 .— №1 .— С. 3-16 .— URL: https://rucont.ru/efd/522474 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ УДК 165.12 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ М. А. <...> Беляев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 января 2010 г. Аннотация: в статье общие вопросы структуры научного познания рассматриваются сквозь призму критического исследования проблемы соотношения предмета и объекта науки. <...> Автор предлагает отказаться от релятивистского подхода к предмету как знаковой копии объекта, полагая данную точку зрения несовместимой с исходными принципами гносеологии. <...> В качестве альтернативы предлагается онтологическая концепция предмета науки как реально существующей системы отношений, в которой единичному объекту соответствует определенная функция. <...> Общефилософские соображения подкрепляются примерами из логики юридического познания. <...> Изложение данных проблем заставляет задаться вопросом о степени общности их решения, о возможности получения из них общефилософских выводов. <...> Соглашаясь с тем, что «принцип объективности познания вырастает из потребности общества в научном методе преодоления предметной и субъективной относительности изучаемых и преоб© Беляев М. А., 2010 5 Научные доклады Вестник ВГУ. <...> Предпосылкой всякого отношения (в том числе познавательного) является онтологическое единство мира. <...> Важно помнить о двойственном аспекте единства мира – изначально он един лишь в негативном смысле (Гегель подтверждает этот факт тезисом о бессодержательности бытия как исходной точки движения духа), и только целеполагающая (а значит, и целополагающая!), социокультурно обусловленная деятельность впервые формирует подлинное единство мира, неиллюзорную связь материи и духа, человека и природы. <...> В таком случае не будет ошибкой определять объект науки как пункт остановки действительности в ее непрерывном самопознании. <...> Другими словами, содержание понятия «объект отношения» настолько богато, что никакой очевидной реальной потребности в категории предмета обнаружить <...>