ДУХОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ДИАЛОГ Историко-философское введение к пониманию субъектности Коллективная монография Челябинск 2013 УДК 1 ББК 87.6 Д 85 Авторы: С.З. Гончаров (гл. <...> Духовное творчество как диалог (историко-философское введение к пониманию субъектности) : коллективная монография / С.З. Гончаров, Е.А. Куштым, А.А. Бобрик. <...> Монография посвящена исследованию духовного творчества как диалога. <...> Исследование представляет собой историко-философское введение к пониманию субъектности. <...> Книга адресована специалистам в области истории философии, философской антропологии, социальной философии, а также тем, кто интересуется проблемами субъектного бытия человека. <...> Диалогический характер творческих способностей человека: рефлексия и ее формы . <...> Диалог – способ сохранения целостного характера личности . <...> Духовное творчество человека и гармонизация его отношений с миром . <...> Креативные основы понимания субъектности в аспекте инновационного стиля жизни . <...> 183 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Название книги выражает основное теоретическое положение: духовное творчество человека есть не что иное, как его диалог с миром. <...> Современная социальная ситуация как новое качество бытия многом во актуализации определяется творческого осознанием потенциала необходимости человека. <...> Фундаментальным способом актуализации и реализации творческих способностей человека, одновременно фундаментом культуры социума является, по-нашему мнению, духовное творчество, которое есть не что иное, как диалог. <...> К концу 30-х годов ХХ века социальная обстановка в стране изменилась, что сказалось и на интересе к проблеме творчества. <...> Интерес к проблеме творчества заметно усилился в конце 50-х – середине 60-х годов. <...> Мы полагаем, что духовное творчество, которое и есть диалог человека с миром, составляет сущность человеческого бытия как такового. <...> Определяя в качестве предмета исследования «духовное творчество» мы уходим от видовой специфики творчества (научного, технического <...>
Духовное_творчество_как_диалог_(историко-философское_введение_к_пониманию_субъектности)__коллективная_монография.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................. 4
Глава I. Диалектика духовного творчества:
историко-философский экскурс ................................ 13
Глава II. Духовное творчество как выражение единства
человека и мира в их диалоге друг с другом ........... 39
Глава III. Диалогический характер творческих
способностей человека: рефлексия и ее формы ....... 52
Глава IV. Диалог – способ сохранения целостного
характера личности ..................................................... 70
Глава V. Духовное творчество человека и гармонизация
его отношений с миром .............................................. 101
Глава VI. Креативные основы понимания субъектности
в аспекте инновационного стиля жизни ................... 122
Заключение ................................................................................... 179
Библиографический список ........................................................ 183
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Название книги выражает основное теоретическое
положение: духовное творчество человека есть не что иное, как
его диалог с миром. Мы говорим о духе в традиционном его
понимании, а именно – дух как носитель жизни вообще, носитель
всеобщего человеческого смысла.
При всем многообразии происходящих в современную
эпоху событий – главное, что ее характеризует – это глубокий
антропологический кризис. Тема антропологического кризиса не
сходит со страниц работ современных мыслителей. Трагической
констатацией звучит предупреждение Э. Фромма в ХХ веке:
«Человек располагает такими средствами уничтожения, перед
которыми любовь к жизни может оказаться бессильной» [128,
c. 51]. Проблема человека, его отношений с миром, являясь
центральной проблемой всей духовной культуры на протяжении
многих веков, в настоящее время приобретает все большую
актуальность. Особенно ярко это находит свое выражение в
философии, содержание которой, логика, стилистика и язык
«вздобрены» диалогом человека с миром.
Современная социальная ситуация как новое качество бытия
многом
во
актуализации
определяется
творческого
осознанием
потенциала
необходимости
человека.
Фундаментальным способом актуализации и реализации
творческих способностей человека, одновременно фундаментом
культуры социума является, по-нашему мнению, духовное
творчество, которое есть не что иное, как диалог. Именно диалог
принципиально не перечеркивает социокультурные достижения,
а способствует их реконструкции в новое качество, которое мы
обобщенно называем «дух времени». В таком статусе диалог,
безусловно, представляет собой неизбывную ценность как для
отдельного человека, так и для определенного научного
сообщества, ибо он открывает такие возможности, результатом
реализации которых является и адекватное поведение человека в
различных (нередко, непредвиденных и конфликтных)
жизненных ситуациях, и созидательный характер деятельности
человека как субъекта познания.
Все возрастающий интерес к духовному творчеству связан с
проблемой личности. Социум нуждается в творческих личностях,
4
Стр.4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
(Главы I – V)
1.
Диалектика
1999.
2.
3.
Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации.
прогрессивной
линии
развития
как
гуманная
общечеловеческая философия для XXI века [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М.,
1994.
[Текст] / В.Г. Ананьев. - М., 1977.
4.
логики [Текст] / Г.С. Батищев. - М., 1963.
5.
Адо, П. Что такое философия? [Текст] / П. Адо. Пер. с фр. - М.,
Ананьев, В.Г. О проблемах современного человекознания
Батищев, Г.С. Противоречие как категория диалектической
Батищев, Г.С. Творчество с собственно философской точки
зрения [Текст] / Г.С. Батищев // Наука и творчество : методические
проблемы. - Ярославль, 1986.
6.
Батищев, Г.С. Деятельностная сущность человека как
философский принцип [Текст] / Г.С. Батищев // Проблема человека в
современной философии. - М., 1969.
7.
условиях человеческой плодотворности [Текст] / Г.С. Батищев // Наше
наследие. - 1991. - № 5.
8.
Природа. - 1986. - № 6.
9.
Батищев, Г.С. Корни и плоды. Размышление об истоках и
Батищев, Г.С. Познание творчества [Текст] / Г.С. Батищев //
Батюшков, Ф. Творчество [Текст] / Ф. Батюшков //
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Т. 64. - СПб., 1901.
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /
М.М. Бахтин. - М., 1979.
11. Бейли, А. Образование в новом веке [Текст] / А. Бейли. - М. :
Издательство «ЛИТАН», «Новый Центр», 1998.
12. Бердяев, Н.А.
Самопознание
(опыт
философской
автобиографии) [Текст] / Н.А. Бердяев. - Париж, 1949.
13. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря [Текст] /
Н.А. Бердяев. - М. : Республика, 1995.
14. Библер, В.С. Что есть философия? [Текст] / В.С. Библер.
Заметки о статье К. Поппера «Что такое диалектика?» // Вопросы
философии. - 1995. - № 1.
183
Стр.183