ГОРЬКИЙ, Максим (псевд.; настоящее -- имя Алексей Максимович Пешков) [16.III(28.III).1868,
Нижний Новгород (ныне г. Горький) -- 18.VI.1936, Горки, под Москвой; похоронен на Красной площади]
-- писатель. Отец Г., Максим Савватиевич Пешков, столяр-краснодеревщик, мать -- Варвара Васильевна,
дочь владельца красильного заведения Василия Васильевича Каширина. После смерти отца в 1871 г. мать
с трехлетним Алешей возвращается в семью деда, В. В. Каширина, где и проходит детство будущего
писателя. В 1876 г. семья Кашириных разоряется, а в 1879 г. Алексей становится сиротой -- начинается
его жизнь "в людях". Он работает на посылках в обувном магазине, посудником на пароходах "Добрый",
"Пермь", в иконной лавке и учеником в иконописной мастерской И. Я. Салабановой, чертежником,
десятником на ремонте ярмарочных зданий. С 1886 г. работает в Казани в крендельном заведении и в
булочной А. С. Деренкова, которая именовалась в жандармских управлениях "местом подозрительных
сборищ учащейся молодежи", знакомится с членами первых марксистских кружков, читает книгу Г. В.
Плеханова "Наши разногласия". Казанский период для Г.-- время идейных исканий, самообразования и
первых опытов пропагандистской работы среди рабочих Казани. В 1888 г. покидает Казань и вместе с
революционером-народником М. А. Ромасем уезжает в с. Красновидово под Казанью для пропаганды
революционных идей среди крестьян. После поджога лавки Ромася Г. предпринимает путешествие по
Руси. В 1889 г. он впервые сталкивается с полицией: в ночь с 12 на 13 октября его арестовывают в связи с
делом квартиранта, бывшего политического ссыльного, но вскоре освобождают и отдают под негласный
надзор полиции. В этом же году Г. знакомится с В. Г. Короленко. В 1891 г. Г. уходит из Нижнего
Новгорода, где работал письмоводителем у присяжного поверенного А. И. Ланина, и отправляется
странствовать по России. Путешествие кончается в Тифлисе -- здесь, в газете "Кавказ", 12 сентября 1892 г.
под псевдонимом М. Горький опубликован первый рассказ -- "Макар Чудра".
В октябре 1892 г. Г. возвращается в Нижний Новгород и начинает систематические занятия
литературным трудом. С 8 апреля по 6 июля 1894 г. в "Волгаре" печатается его первая повесть -"Горемыка
Павел". С 1895 г. работает в "Самарской газете" фельетонистом (под псевдонимом Иегудиил
Хламида), в 1896 г. печатает фельетоны в "Нижегородском листке", с 1897 г. начинает сотрудничать в
журналах "Новое слово", "Русская мысль", "Северный вестник". В 1898 г. выходят в свет "Очерки и
рассказы" Г. в двух томах. К этому времени Г. уже широко известен как самобытный художник.
Для рассказов Г. 90 гг. характерно романтическое мироощущение, которое писатель угадывает в
народном характере пореформенного периода (Челкаш, Изергиль, Макар Чудра). Ломка патриархальных
условий, вызванная развитием капитализма, раскрестьяниванием миллионов крестьян, превратившихся в
люмпен-пролетариев, рождает характер, ищущий самоопределения в новых условиях жизни. Этот
процесс, обусловленный социально-политическими и экономическими условиями развивающегося
русского капитализма, порождает чрезвычайную интенсивность духовной жизни нации, которую Г.
почувствовал острее, чем многие его современники. Это и обусловило его интерес к романтическому
герою, стремящемуся к обретению свободы, понимаемой, однако, романтически -- как свобода от
общества.
Однако в рассказах Г. 90 гг. реалистические принципы типизации главенствуют. Миросозерцание
романтических героев Г. объясняется социальными и политическими особенностями русской жизни 80-90
гг., т. е. типическими обстоятельствами, сформировавшими подобные характеры.
На рубеже веков наступает новый период в творческой эволюции Г. В журнале "Жизнь" в 1899 г.
печатается роман "Фома Гордеев". К Г. приходит мировая слава. В сентябре этого же года он впервые
приезжает в Петербург, знакомится с И. Е. Репиным, Н. К. Михайловским, В. Вересаевым, позже (1900) с
Л. Толстым в Москве, с Л. Андреевым, встречается с А. П. Чеховым, И. А. Буниным, А. И. Куприным,
Скитальцем, Д. Н. Маминым-Сибиряком, Н. Телешовым. К этому времени Г. особенно близко сходится с
революционными кругами; весной 1901 г. в связи с разгоном мирной студенческой демонстрации пишет
прокламацию, призывающую к свержению царского режима, за что его высылают из Нижнего Новгорода
в Арзамас. В. И. Ленин, возмущенный высылкой Г., писал в "Искре", что "европейски знаменитого
писателя... самодержавное правительство высылает без суда и следствия из его родного города" (Собр.
соч.-- Т. 5.-- С. 295). В 1902 г. Г. избирается почетным академиком, но по личному распоряжению
Николая II выборы были объявлены недействительными.
Для этого периода в творчестве Г. характерно обращение к критическому реализму. В первых
романах ("Фома Гордеев", 1899, "Трое", 1900) прослеживается художественное исследование судеб
человека, ищущего правды жизни. В эти же годы завязываются тесные связи писателя с Московским
художественным театром, где ставятся его первые пьесы -- "Мещане" (1901) и "На дне" (1902).
Драма "На дне" -- этапное произведение Г. Обращаясь к жанру философской драмы, исследуя
противоречия народного сознания, писатель трансформирует традиционные формально-содержательные
каноны жанра. Внешнее действие, связанное с конфликтом вокруг любовного треугольника (Пепел -Наташа
-- Костылевы), перестает играть ведущую роль, служит фоном для развития внутреннего
действия, основанного на философском конфликте (Сатин -- Лука -- ночлежники). Внутреннее действие
Стр.1