Просветова Воронежский военный авиационный инженерный университет Поступила в редакцию 11 марта 2012 г. Аннотация: рассматривается обусловленность методологии историко-педагогического, социально-педагогического исследования социокультурной направленностью общественного развития. <...> Научный статус и социальный престиж педагогической науки значительно зависят от уровня развития методологии, отражающейся не только в направленности научно-педагогических исследований, обусловленных социокультурным контекстом времени, но и в категориях, критериях, методах, задачах, темах целостно определяющих качество исследования. <...> В связи с этим категория «современность» представляется адекватной характеру модернизации отечественного образования. <...> Историко-педагогическое, социально-педагогическое знание является необходимой составляющей развития педагогической, социально-педагогической теории и практики, а также профес сиональной педагогической подготовки. <...> Востребованность этого знания определяется, с одной стороны, его местом и ролью в реализации перспектив российского образования в начале XXI в., а с другой – в решении со временных проблем отечественного образования. <...> Оба направ© Просветова Т. С., 2012 126 ления обусловливают поиск новой ме тодологии (задач, тем, подходов, категорий, критериев, методов). <...> Изменения в подходах, определяющих внимание к тому или иному контексту времени, теории, модели, должны соотноситься со спецификой общественного сознания современной России к отечественному образованию. <...> Это означает необходимость выделения в исследовательском поле социальной и профессиональной полезности нового знания. <...> Отличительной чертой современной методологии является широкая связь историко-педагогического, социально-педагогического исследования со всем комплексом проблем отечественного образования, общества в целом, а также зависимостью общества от образования и образования от общества <...>