ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 159.9:316.35 УЧЕБНАЯ ГРУППА КАК СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТ ЕЕ СУБЪЕКТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАБОТЕ КУРАТОРА К. М. <...> Гайдар Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 16 февраля 2012 г. Аннотация: рассматривается значение учебной группы как субъекта совместной деятельности в подготовке студентов к профессиональному труду. <...> На основе теоретико-эмпирических исследований автора раскрываются ее субъектные особенности. <...> Даются рекомендации кураторам по развитию субъектного потенциала студенческих групп. <...> Модернизация высшего образования нацелена на то, чтобы общество получило социально активное поколение, способное самостоятельно, инициативно и творчески решать задачи прогрессивного развития страны, повышения качества жизни и собственной самореализации. <...> Не случайно в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) среди компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника вуза, называются готовность, умения и способности: к кооперации и сотрудничеству с коллегами, работе на общий результат; работе в коллективе; руководству людьми и подчинению личных интересов общей цели; разрешению конфликтов и социальной адаптации; выстраиванию межличностных коммуникаций; социальному взаимодействию на принципах толерантности и безоценочности; организации и координации взаимодействия между людьми; нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях; пониманию психологических особенностей межличностных взаимоотношений; осуществлению делового общения (переговоров, совещаний) и др. <...> 1 Все эти компетенции имеют социально-психологическую природу и не могут быть сформирова1 URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ © Гайдар К. М., 2012 ны вне той группы, в которой обучается будущий специалист. <...> На смену термину «человеческий фактор» приходит понятие человеческого капитала <...>