2 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Ю. А. <...> Гончарова Воронежский государственный университет История развития общества показывает, что в период преобразований появляются новые идеи, теории, взгляды на формирование личности в системе образования. <...> Сегодня наша страна живет в условиях крушения старых идеалов, отказа от идеологических стереотипов, поиска новых политических ориентиров и нравственных ценностей. <...> Социально-экономические преобразования оказали огромное влияние на педагогическую практику и педагогическую науку, которая пытается ответить на вопрос: «Каковы должны быть педагогические основы развития личности в новых социально-экономических условиях? <...> » Воспитание студентов это воспитание фактически взрослых людей, с уже оформившейся в значительной мере системой ценностей и взглядов на мир и собственное место в нем. <...> Этот процесс возможен, с нашей точки зрения, только в той мере, в которой возможно создание в вузе особой воспитательной среды, формирующей предпосылки и условия для самовоспитания и саморазвития. <...> В нашем понимании среда это пространственно-временная организация объективного мира, внешняя по отношению к объекту и оказывающая влияние на его состояние и развитие. <...> Все то, что действует на объект, не зависимо от степени влияния, относят к факторам среды. <...> Знание их позволит спроектировать среду с желательной формой воздействия. <...> При проектировании среды с заданными качествами ситуативные факторы имеют наибольшие возможности для творческого поиска, создания непрерывной цепи взаимосвязанных ситуаций, с заданной направленностью и силой воздействия на объект [1]. <...> Среди них основным, на наш взгляд, является социальный компонент образовательной среды. <...> Социальный компонент содержательно соответствует такой характеристике образовательной среды, по В. В. Рубцову [2], как «человеческий © Гончарова Ю. А., 2007 54 фактор», к которому <...>