Бороздина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 января 2010 г. Аннотация: в статье анализируются суждения учеников профессора И. Н. Бороздина об основных особенностях его педагогической системы. <...> Главное внимание при этом уделяется творческому развитию им традиций видных уче ных Московского университета: В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, В. И. Герье, М. К. Любавского, М. М. Ковалевского, у которых он специализировался в студенческие годы. <...> Илья Николаевич Бороздин принадлежал к тому типу редко встречающихся ученых, в ком счастливо сочетались качества высоконравственной личности, широта исследователя-эрудита, талант педагога-наставника и темперамент общественного деятеля. <...> Многочисленные ученики И. Н. Бороздина в ряде статей, заметок и выступ лений воспроизвели образ ученого и учителя, создавшего оригинальную педагогическую систему. <...> Целые пе риоды его научной работы были отданы археологии, журналистике, изуче нию и пропаганде истории и культуры Востока (ВНАВ и журнал «Новый Вос ток»), историческим разысканиям по проблемам всеобщей истории. <...> Педагогическую деятельность И. Н. Бороздина можно разделить на не сколько этапов: — учитель гимназии; — профессор Военно-хозяйственной академии РККА и профессор Института востоковедения по кафедре всеобщей истории; © Бороздина П. А., 2010 56 — профессор и зав. кафедрой древней истории Московского педагогического института им. <...> А. С. Бубнова; — профессор древней истории Казахского педагогического института (Алма-Ата); — профессор и зав. кафедрой всеобщей истории Ашхабадского педагогического института им. <...> ; — профессор и зав. кафедрой всеобщей истории Воронежского государственного университета. <...> Ее перу принадлежит научно-биографический очерк о нем и несколь ко статей [1, с. <...> Н. унаследовал от матери, Бороздиной, а искусство наставничества воспринял от известного московского профессора-гуманиста Н. И. Стороженко, вице-президента Лон <...>