ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник ВГУ ДИНАМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ И МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИХ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГУ) Л.И. Стадниченко, В.Н. Эйтингон, В.П. Бочаров Воронежский государственный университет Сложность современного мира, становление общества знания выдвигают новые требования к интеллектуальной деятельности. <...> Само по себе знание не преобразует мир, темпы его изменения определяются системой инноваций и – главное – степенью владения новым знанием, какая, в свою очередь, во многом определяется качеством образования. <...> По некоторым данным, на долю образования приходится 15-20% роста национального дохода [5]. <...> Достижение высокого уровня интеллектуального развития – непременное условие эффективности человеческой деятельности в изменяющихся условиях. <...> В системах образования эта задача решается в основном экстенсивным путем: расширением числа обучающихся, удлинением сроков обучения, увеличением объема осваиваемых знаний. <...> Однако экстенсивное развитие не беспредельно, факторами, ограничивающими его, являются, с одной стороны, возможности учащихся, а с другой – экономические ресурсы общества. <...> К тому же, экстенсивные методы обучения совсем не всегда являются показателем прогресса: за ними скрываются нередко попытки удовлетворить возросшие требования к интеллектуальному уровню обучающихся устаревшими приемами и методами. <...> Стратегическим направлением модернизации образования является оптимизация системы управления учебной, в т. ч. самостоятельной работой учащихся, обеспечивающей развитие творческих способностей в рамках профессионального образования. <...> Надо признать, что накопленные наукой знания о физиологии умственной деятельности, приемах и методах организации познавательных процессов явно недостаточно используются в практике обучения и воспитания. <...> Между тем еще А.И. Герцен считал, что овладение культурой умственного <...>