ВЕСТНИК РАЗВИТИЕ ВГУ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И.Х. <...> Введение В обзоре П.Л. Брусиловского "Системы доставки курсов для виртуальных университетов" анализируется большая группа инструментальных средств, требуемых для построения виртуального университета [1]. <...> По техническим параметрам инструменты разделены на две группы: специализированные и интегрированные. <...> Специализированные инструменты поддерживают узкий набор функций (например, одну - создание электронных учебников). <...> Интегрированные инструменты многофункциональны и нацелены на создание среды, поддерживающей все важнейшие педагогические функции, включая администрирование. <...> Выделено три уровня развитости в каждом компоненте среды: основной, современный и исследовательский. <...> Под исследовательским уровнем понимаются экспериментальные системы, объединяющие, в частности, развитые элементы искусственного интеллекта. <...> Жизненный цикл инструментов характеризуется движением от исследовательского уровня к встраиванию их элементов в коммерческие системы. <...> 1) позволяют с высокой степенью уверенности утверждать, что описанный ниже подход к построению адаптивных интегрированных обучающих сред не имеет прямых аналогов и обеспечивает высокий уровень адаптивности к обучаемому за счет предлагаемой архитектуры среды, включающей в себя интеллектуальную обучающую систему. <...> Знания обучаемого по учебной дисциплине наиболее часто описываются оверлейной моделью, которая основана на модели предметной области обучения. <...> Модель предметной области обучения представляется в виде сети концептов (понятий) учебной дисциплины. <...> Для каждого концепта модели предметной области оверлейная модель конкретного обучаемого содержит некоторые значения, которые являются оценкой его уровня знаний этого концепта. <...> Таким образом, оверлейная модель знаний обучаемого представляется в виде набора пар "концепт - значение" для каждого <...>