Полянчук Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 апреля 2012 г. Аннотация: статья посвящена вопросам методологии комплексного знака. <...> Доказывается эффективность сочетания когнитивного и структурного подходов при анализе производного слова, развивающего полисемию. <...> Указывается на наличие различных степеней идиоматичности комплексного знака, развивающего полисемию. <...> Прослеживается связь между спецификой словообразовательной структуры производного слова и способом развития полисемии на его основе (структурный подход) и правилами композициональности концептов, вербализованных средствами словообразования (когнитивный подход). <...> Ключевые слова: семемы, производные от комплексного знака, словообразовательная мотивация, модель семантической деривации, комплексный знак, композициональность, признак концепта. <...> В статье освещаются вопросы методологии анализа производного слова (комплексного знака) на основе материала французского языка. <...> Основная проблема исследования связана с анализом причин, определяющих взаимосвязь словообразовательной и семантической структуры производного слова (иначе − комплексного знака) со способом семантического развития данного производного слова. <...> Такой взгляд на производное слово в наилучшей мере раскрывается, если проанализировать, как различные словообразовательные и семантические характеристики комплексного знака (КЗ) претерпевают изменение в процессе развития им многозначности. <...> В данном исследовании понимание производного слова как комплексного знака связано со следующим: а) семантика не полностью распознается по частям; элементы сочетаются в единое целое по определенным правилам, изучить некоторые из них и является нашей задачей; б) процесс семантической деривации на основе КЗ имеет в основе схему своей реализации (т.е. модель перестройки семемы), ядро которой опирается © Полянчук О. Б., 2012 на определенный компонент <...>